Выручка частных пансионатов Петербурга и Ленобласти выросла на 10% за год

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Выручка топ–10 частных пансионатов для пожилых людей Петербурга и Ленинградской области по итогам 2023 финансового года выросла на 10%, до 3,7 млрд рублей. Сюда не входит часть субсидий от города, которые были выплачены операторам только в 2024 году.

Ведущие представители отрасли управляют 27 пансионатами, на которые приходится около 40% коечной мощности регионального рынка, рассказал "ДП" директор фонда "60+" Вадим Бараусов. При этом позиции на рынке сильнее всего определяются успехами в получении бюджетных субсидий. В отличие от Москвы, в Петербурге и области невозможно создать ведущего оператора по уходу за пожилыми только на коммерческих клиентах, без оказания услуг по 442–ФЗ.
В первой пятёрке по выручке оказались ГК "Опека" (1440 млн рублей), "Хэсэд Авраам" (пансионат "Курортный") (497 млн рублей), "Гармония" (383 млн рублей), Агентство ЮСИ (пансионаты "Победа и жизнь") (351 млн рублей), ГК "Медико–социальный центр" (257 млн рублей). Данные взяты экспертами из годовых отчётов компаний.
По мнению участников рынка, его рост обусловлен увеличением числа пожилых людей. Эхо послевоенного демографического бума также вносит свой вклад: рождённые после 1945 года как раз сейчас достигают солидного возраста, что создаёт дополнительный спрос на услуги пансионатов.
По мнению экспертов, обогнать лидера рейтинга ("Опеку") может либо объединение конкурентов, либо новый игрок с несколькими гериатрическими центрами. На сегодняшний день четыре ведущих оператора являются одновременно крупнейшими получателями субсидий из бюджета Петербурга. В 2023 году совокупная сумма субсидий поставщикам социальных услуг, входящим в реестр, была увеличена с 2,3 млрд до 2,5 млрд рублей. На текущий год — до 2,8 млрд рублей. Система софинансирования в городе работает, хотя и каждый год сталкивается с разнообразными проблемами. В Ленобласти объём бюджетных расходов по этой статье меньше — в 2023–2024 годах субсидии поставщикам находятся на уровне 1,3 млрд рублей. Но их выделение происходит спокойнее, чем в городе, что позволяет построить крупный бизнес.
Вадим Бараусов указывает, что наиболее острые проблемы для отрасли сегодня — финансы, недвижимость и персонал. Под пансионаты нужны десятки качественных объектов, но их просто нет, а начинать строительство можно только при уверенности в платёжеспособном спросе. При условии решения этих проблем рынок города и области мог бы вырасти в несколько раз исходя из спроса. "Число клиентов можно увеличить, если бы все нуждающиеся в уходе пожилые люди были включены в систему социального обслуживания по 442–ФЗ и получали услуги за частичную оплату или бесплатно. Таких бюджетов нет. Как нет и системы долгосрочного устойчивого финансирования", — поясняет эксперт.
Как отметила генеральный директор Агентства ЮСИ Салатун Султанова, сейчас основной вызов для отрасли в том, что потребность людей в стационарном и надомном обслуживании за счёт бюджета превышает объёмы выделяемого городом на эти цели финансирования. При этом важно, что финансирование отрасли в целом увеличивается, что помогает сохранить число обслуживаемых.
"Другой вопрос, что работа над договорами с существующими поставщиками, вновь входящими в реестр поставщиков социальных услуг, начинается гораздо раньше, чем заканчивается финансовый год. Финансирование в текущем году при этом поступает с большим разрывом. Главная задача — находить механизмы, чтобы переживать этот кассовый разрыв", — поделилась она.
Не имея возможности воздействовать на глобальные процессы, руководители компаний сосредотачиваются на оптимизации текущей деятельности. Основатель и генеральный директор сети пансионатов "Опека" Алексей Маврин отметил, что в течение последнего года компания внедрила систему распознавания речи и цифровизации данных в пансионатах. "Это позволяет нам записывать все разговоры, преобразовывать их в текст и анализировать с помощью языковых моделей. Мы можем выявлять негативные слова и оттенки, что значительно помогает нам улучшать качество обслуживания и повышать удовлетворенность наших клиентов", — рассказал он.
В Агентстве ЮСИ рассматривают предложения по помещениям под реконструкцию. В компании также изменили требования к персоналу, который непосредственно работает с получателями услуг, в связи с изменениями в стандартах для помощников по уходу.