Крупнейшее за последние годы поражение Минобороны в арбитраже из–за двукратного удорожания строительства секретного судна штрафом за просрочку не облагается.
Областная верфь "Пелла" отбила у военного ведомства 2 млрд рублей за конструктивные изменения в строительстве опытового судна "Ладога", которые не были предусмотрены контрактом. Эти деньги верфь получила спустя 5 лет после передачи судна Балтийскому флоту и попыталась взыскать с Минобороны 716 млн за пользование её деньгами. Но 30 мая столичный арбитраж решил, что она сама виновата.
Старались как могли
Первое опытовое судно проекта 11982 "Ладога" ленинградский судостроительный завод "Пелла" передал Военно–морскому флоту 30 сентября 2018 года. Его фактическая стоимость составила 3,2 млрд рублей, хотя в контракте значилось 1,5 млрд. Удорожание в 2 раза стало результатом испытаний головного судна проекта "Селигер" — военные решили изменить на 35% корпус и судовые устройства, на 30% оборудование помещений, на 25% общесудовые системы, на 17% энергетические, на 40% электрооборудование, на 79% автоматику и на 73% вооружение.
"Пелла" получила от Минобороны за фактически целиком переделанное судно 1,2 млрд рублей, после чего взыскала в суде ещё 2 млрд, что стало самой крупной судебной победой петербургских судостроителей в спорах с госзаказчиком за последние годы. После проигрыша в судах трёх инстанций Минобороны выплатило "Пелле" эти 2 млрд — деньги пришли 24 августа 2023 года.
По мнению руководителей верфи, 3,2 млрд рублей ей полагались в сентябре 2018 года, а не в августе 2023–го, и эти 5 лет военные попросту пользовались её двумя миллиардами. Свой ущерб за это "Пелла" оценила в 716 млн.
В Минобороны считают, что они и так сделали что могли, согласовав двукратное увеличение первоначальной суммы контракта, но не виноваты в том, что законодательство предусматривает такую процедуру только с участием Федеральной антимонопольной службы, которая долго упрямилась. И вообще, по мнению военных, "Пелла" могла бы получить свои 2 млрд раньше, если бы была расторопнее с предоставлением необходимых документов. Да и "Ладогу" верфь передала флоту в сентябре 2018 года, хотя по условиям контракта это должно было случиться в ноябре 2016–го.
Сами виноваты…
Столичный арбитраж опубликовал даты: фактическая стоимость "Ладоги" — 3,2 млрд рублей — была окончательно определена 3 февраля 2023 года, исполнительный лист на взыскание 2 млрд "Пелла" получила 13 февраля, предъявила в Федеральное казначейство 20 июня и получила деньги 24 августа.
"Таким образом, обязательства по оплате судна государственным заказчиком исполнены в полном объёме и в установленные действующим законодательством сроки", — написано в судебном решении.
А так как доплата "Пелле" 2 млрд рублей за удорожание "Ладоги" произошла на основании судебного решения, вступившего в законную силу в 2023 году, наказывать Минобороны за пользование этими деньгами с августа 2018–го суд не стал. Тем более что "Пелла", как решил суд, предоставила военным несколько предусмотренных контрактом отчётных документов только в январе 2024 года.
"Суд считает, что ответчик не смог оплатить задолженность за поставленный товар из–за нарушений истцом условий контракта. Доводы о том, что ответчик уклонялся от изменения цены контракта, несостоятельны… Судом установлено, что Минобороны России неоднократно предпринимало попытки изменения цены контракта, однако из–за отсутствия согласованной позиции с ФАС России, полагающей, что в действующих нормативных правовых актах не определён порядок пересмотра цены государственного контракта, заключённого по результатам конкурса, не смогло оформить изменение цены", — написано в опубликованном 30 мая решении столичного арбитража.
Зачем работать в таких условиях
У исполнительного директора ООО "Северное море" (судостроительная компания в Ленинградской области) Ольги Одаренко данное решение арбитражного суда вызывает недоумение.
"Пока такие решения выносятся, владельцы частных компаний будут спрашивать себя: “Зачем мне работать в условиях, когда контрагент имеет право на индульгенции со стороны суда или надзирающих органов?” Если коммерсантам при любом удобном случае угрожать расправами за нарушения сроков, отказ от выполнения контрактов, они будут отказываться от работы в рамках гособоронзаказа. Рыночная экономика многократно доказала свою эффективность, и никакие меры принуждения не сравнятся с правильной мотивацией. Арбитраж должен был возместить “Пелле” пользование её деньгами по рыночной стоимости, даже исчисление таких выплат по ставке рефинансирования — обман, потому что “Пелла” не смогла бы получить заёмные средства по ставке Центробанка. На мой взгляд, справедливой законодательной инициативой было бы введение презумпции приоритета коммерческих структур перед государственными. Каждое коммерческое предприятие, развиваясь, заплатит больше налогов, организует больше рабочих мест, даст технологическое развитие нашему государству", — полагает руководитель "Северного моря".
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что спор между "Пеллой" и Минобороны может иметь продолжение в вышестоящих инстанциях.
"Не думаю, что задержка согласования изменения цены в антимонопольном ведомстве служит достаточным оправдывающим обстоятельством, чтобы не применять меры ответственности за долгую оплату. Всё–таки оба органа — что Минобороны, что ФАС — выступают от имени государства, а потому риск “отсутствия согласованной позиции”, с моей точки зрения, должен полностью ложиться на его плечи. Объём работ был увеличен, исполнитель его выполнил, а получил оплату лишь по решению суда — это неправильно. Минобороны же не пришлось идти в суд, чтобы заставить “Пеллу” перестраивать “Ладогу” вопреки контракту. Что касается отчётных документов, надо смотреть детали контракта, но опять же, если работы приняты, задержки с оплатой по формально бюрократическим причинам, в моём представлении, неправомерны", — говорит юрист.
Досье:
Суда проекта 11982 разработало петербургское АО "Центральное морское конструкторское бюро “Алмаз”" по заказу Минобороны для проведения поисково–спасательных операций. Головное судно "Селигер" изготовили на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининградской области (передано Главному управлению глубоководных исследований министерства обороны РФ в 2012 году). Следующие — "Ладога" и "Ильмень" — военные заказали "Пелле", где их заложили в 2014–м. "Ладога" включена в состав Балтийского флота, "Селигер" и "Ильмень" — Черноморского.