Эмиссии из коробки: процедуру выхода новичков на биржу пора упростить

Автор фото: Фонд Росконгресс

Активность на рынке первичного размещения акций могла бы увеличиться многократно, считают некоторые участники ПМЭФ. Для этого надо радикально упростить процедуру выхода новичков на биржу.

В ходе дискуссии "Большие деньги для малого бизнеса: лайфхаки привлечения кредитов и капитала" одной из главных тем стал бум размещения облигаций и IPO, в котором активно участвуют эмитенты из категории малого и среднего бизнеса (МСБ).
"Драйвером развития первичного рынка в сегменте небольших компаний, МСБ, является спрос со стороны розничных инвесторов, — констатировал директор по развитию первичного рынка облигаций Московской биржи Дмитрий Таскин. — У нас на сегодняшний момент уже более 31 млн счетов розничных инвесторов на бирже. Это всё повлияло в том плане, что стали доступны сделки относительно небольших объёмов как на рынке акционерного капитала (это пока ещё единичные истории, но мы видим большой потенциал в этом сегменте), так и на рынке долгового капитала".

Господдержка помогает сгладить эффект высоких ставок

Высокие процентные ставки сдерживают активность заёмщиков, но не блокируют её. "Да, денежно–кредитная политика и высокие ставки оказывают, без сомнения, определённое влияние на поведение эмитентов, — соглашается представитель торговой площадки. — Но здесь надо отметить значимую роль инструментов поддержки, которая оказывается эмитенту в рамках национального проекта. Это такие инструменты, как субсидирование процентной ставки и затрат, которые несут эмитенты по выходу на биржу. Мы запрашиваем от эмитентов обратную связь, и, если бы не эти инструменты поддержки, мы бы очень большого количества эмитентов на бирже не увидели".
"Эмитентов, которые решили в первый раз выйти на рынок ценных бумаг, в 2023 году было в 3 раза больше, чем за год до этого, — напомнил генеральный директор ИК “Диалот” Егор Диашов. — Это происходит на фоне роста ставок. Казалось бы, наоборот, большие ставки должны отпугивать, но этого не происходит. Почему так? Очень большое влияние господдержки. Поддержка Минэка в виде субсидирования процентной ставки долго раскачивалась. Предприниматели сначала не верили, что биржа — это вообще для них. Потом они начали разбираться в господдержке и не верили, что её получат. Теперь они верят и идут за ней и ждут, что её продлят и расширят".
Начиная с 2019 года, когда Московская биржа начала развивать Сектор роста, предназначенный специально для эмитентов сегмента МСБ, там разместили облигации уже более 50 эмитентов, сообщил Дмитрий Таскин. Они привлекли финансирование в объёме более 38 млрд рублей. За этот же период Минэкономразвития оказало поддержку эмитентам в объёме 1,5 млрд рублей. "С моей точки зрения, эффективность этой меры поддержки доказана цифрами", — подчеркнул он.
Для дальнейшего увеличения активности эмитентов Таскин считает полезным расширить границы сегмента МСБ, ограниченного сейчас годовой выручкой 2 млрд рублей. "Те компании, которые в том числе благодаря привлечённому на бирже финансированию растут, упираются в планку 2 млрд выручки, которая является отсечкой для статуса МСБ, — посетовал он. — Получается такой эффект, что для предпринимателя страшный сон — перевалить за отметку 2 млрд рублей. Компании начинают дробить свой бизнес, а для публичного рынка это не самая хорошая история. Потому что инвесторы, конечно, хотят видеть бизнес в консолидированном виде. И тут очень важно, с моей точки зрения, то, что сейчас обсуждается на уровне правительства, то, что коллеги из Банка России предлагают, распространить меры поддержки на так называемый сегмент МСП+".

Как преодолеть узкое место

Генеральный директор ПАО "МГКЛ" Алексей Лазутин предложил решать ту же проблему с другой стороны. "Мне кажется, что рынок публичного долга в нашей стране уже достаточно неплохо работает, — отметил он. — А что касается рынка публичного акционерного капитала, здесь есть достаточно много вопросов. С одной стороны, мы видим порядка 20 тыс. потенциальных эмитентов, а с другой — есть большое количество, порядка 4 млн, потенциальных инвесторов, как розничных, так и институциональных. Между ними узкое место — инфраструктура. Мы называем бумом то, что 15 компаний вышли на IPO, но потенциал значительно выше. Здесь есть над чем поработать даже без поддержки государства. Просто настроить те правила, которые есть. Немножко их причесать, и этого может быть достаточно для того, чтобы двигать рынок акционерного капитала вперёд".
По мнению представителя компании МГКЛ, которая сама является эмитентом как облигаций, так и публично размещённых акций, организация альтернативных площадок для небольших компаний — правильный путь. Но движение по нему слишком медленное и его недостаточно. "Это делается, но делается очень долго, — посетовал он. — Если сделать коробочные решения для эмитентов, особенно небольших, которые давали бы возможность выхода на публичные рынки капитала, это, наверное, могло бы помочь нашей стране при ограничении внешнего финансового контура развиваться достаточно быстро. Потому что деньги в стране есть. Нужно просто обеспечить механизм попадания денег к эмитентам для дальнейшего их развития".
Генеральный директор ООО "Русаудит" Евгений Самойлов поделился наблюдением, что среди множества потенциальных эмитентов есть немалая группа тех, кто до сих пор живёт по принципу: кто платит НДС, тот трус. "Вот когда такие компании хотят выйти на фондовый рынок, мы их осторожненько назад отводим и предлагаем: подумайте, нужно ли вам туда идти, — поведал он. — Есть некоторые факторы, которые не позволяют большому количеству идти на фондовый рынок".
"Сейчас довольно быстро происходит обеление малого бизнеса, потому что налоговое администрирование с каждым годом совершенствуется, — прокомментировал это корреспонденту ”ДП” Алексей Лазутин. — Так что большинство небольших компаний уже почти готовы к выходу на биржу. Им нужно только привести в порядок отчётность, на это потребуется несколько месяцев".
Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров Банка России, заявил, что в условиях структурной перестройки экономики спрос компаний на IPO будет расти. "У нас в этом нет сомнений. Десятки компаний могут выйти на IPO в ближайшие годы, — спрогнозировал он. — Компании сейчас выходят на IPO и SPO с объёмами в сотни миллионов рублей. Это абсолютно малый бизнес, он даже не средний. Если мы говорим про МСП+, потенциально что обсуждается: это выручка 10 млрд рублей, то в этот сегмент попадает большое количество компаний. И многие последние размещения, которые оценивались в 30–50 млрд, если брать по капитализации. Поэтому будет очень здорово, если мы продолжим развитие МСП+ уже в новом большом нацпроекте. Я думаю, это окупится. Мультипликатор 24:1, 24 рубля рыночных, привлечённых на 1 рубль господдержки, это хороший мультипликатор. Надо посмотреть, он может быть и выше в принципе".