Замещение ассортимента: рынок бытовой техники насыщают новые бренды

За последние годы отечественный рынок бытовой техники претерпел изменения. Однако отрасль не только успешно справилась с вызовами времени, но и продолжает активно развиваться. На полках магазинов появляется значительное количество современной продукции от новых брендов.

С 2022 года работу в России прекратил целый ряд международных игроков рынка. Страну покинули такие бренды, как Electrolux, Whirlpool, LG, Samsung, а Bosch остановил производство на своём заводе в Петербурге.
Несмотря на это, рынок не только не сократился, но, наоборот, вырос в объёме благодаря приходу новых локальных и зарубежных компаний.

Рынок растёт, ассортимент меняется

По данным поставщика "Марвел-Дистрибуция", сегмент крупной бытовой техники увеличился на 12–15% в денежном и количественном выражениях. Сегмент малой бытовой техники прибавил ещё больше — 20–25%. При этом совокупная доля российских и китайских изготовителей повысилась примерно на 20 процентных пунктов, на этот же порядок сузились позиции ушедших компаний.
"Можно сказать, что сейчас технику европейских, американских и корейских брендов покупают в основном консервативные потребители, которые не хотят изменять своим привычкам. Более прогрессивные покупатели всё чаще обращают внимание на продукцию новых игроков", — комментирует директор департамента бытовой техники "Марвел-Дистрибуции" Лариса Сенина.
По её словам, для отечественных производителей более привлекательны с точки зрения сбыта доступный и средний ценовые сегменты. Однако продолжает развиваться и премиальный сегмент, в том числе рынок умных устройств и экосистем.
"Вместе со структурой брендов на рынке бытовой техники изменилась и структура спроса — потребители всё чаще интересуются качественными моделями крупной и мелкой бытовой техники из Китая и Турции с актуальными характеристиками и проявляют больше интереса к российским брендам", — соглашается председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Эксперт отмечает, что заметная ротация ассортимента произошла в сегментах посудомоечных машин, духовых шкафов, варочных панелей, холодильников, телевизоров и пылесосов. Ранее именно в этих сегментах наибольшую долю занимали европейские, корейские, японские и американские бренды.
В подтверждение роста рынка Караваев приводит пример торговой сети "М.Видео-Эльдорадо", чей ассортимент в начале 2024 года достиг рекордных 200 тыс. наименований.

Минусы параллельного импорта

Другим каналом насыщения рынка товарами стал параллельный импорт — ввоз продукции ушедших брендов через третьи страны. Однако в этом случае усложняется логистика и система оплаты, что в конечном счёте сказывается на стоимости товара. Как отмечают в "Марвел-Дистрибуции", такая техника в лучшем случае стоит дороже на 15%, а иногда повышение цены и вовсе достигает 50%.
Кроме того, на товары, завезённые по этой схеме, не распространяется гарантия производителя, и они не имеют локализации. Поставки же запасных частей непредсказуемы и нестабильны, приходится доставать их через сомнительные каналы или ставить неоригинальные, рискуя повредить технику.
"Все эти факторы создают определённый негатив у потребителей и смещают спрос в сторону производителей, которые обеспечивают гарантийное и сервисное обслуживание техники в России", — заключает Сенина.

Новые бренды

Одной из таких компаний является бренд ZUGEL, который выпускает холодильники, посудомоечные и стиральные машины, микроволновые печи, кухонные плиты и другую технику для дома.
Своим преимуществом производитель считает максимально комфортный формат сервиса, при котором клиентам доступна постоянная прямая связь с производителем. Горячая линия принимает обращения на гарантийное и постгарантийное обслуживание техники, а квалифицированную техподдержку оказывают авторизированные сервисные центры.
Бренд представлен в России с 2021 года. Техника производится на ведущих фабриках России, Китая и Турции. Помимо этих стран продукция поставляется в Европу. Особое внимание производитель уделяет инновациям и стилю, сотрудничая с ведущими дизайн-бюро и независимыми специалистами.
"Вся техника проходит многоступенчатые проверки, тщательный инспекционный контроль и сертифицирована. Мы стремимся одними из первых следовать новым трендам, тщательно отбираем передовые технологии, оцениваем их перспективность и обновляем линейку продукции. Поиск нестандартных и прогрессивных идей позволяет предлагать самые актуальные модели, быть в мировом тренде. Кроме того, мы поддерживаем экологические инициативы и предлагаем технику со сверхнизким уровнем энергопотребления", — рассказывают в ZUGEL.

Современные технологии

Исторически российские компании занимали нишу первой цены, а большие бренды производили более технологичные продукты, на замену им пришли новые игроки, в том числе ZUGEL.
Производитель выпускает продукцию в среднем и среднем+ сегментах. Как отмечают в компании, сегодня потребитель предпочитает современные модели и передовые технологии — это требует от участников рынка проработки каждой модели и поиска инноваций.
"Если говорить про решения, которые сегодня максимально востребованы в премиум-сегменте, то в разных товарных категориях они свои. Так, если брать варочные панели, то сегодня покупатель чаще выбирает продукцию, в которой есть индукционная технология и автоматическое распознавание посуды — благодаря которым нагревается только ёмкость с будущим блюдом, а процесс нагрева ускоряется, сохраняя электроэнергию", — рассказывают в ZUGEL.
Также в компании выделяют технологию, которая обеспечивает моментальное восстановление температуры в холодильниках. При помощи принудительной вентиляции холод распределяется равномерно, и в приборе не образуется наледь.
Таким образом, сегодняшний потребитель получает всё тот же технологичный товар, но с гарантией и премиальным сервисом. А своевременность поставок делает продукцию такой же доступной для покупателя, как и раньше, подчёркивают в ZUGEL.
"Ретейлерам удаётся обеспечивать конкурентные и привлекательные для покупателей цены благодаря диверсификации работы с производителями из Китая, стран ЕАЭС и российскими заводами, а также складским запасам, промоакциям, программам лояльности и рассрочкам. Важным фактором ценообразования на рынке бытовой электроники является конкуренция за потребителя — торговые сети учитывают покупательную способность населения и предлагают широкую линейку товаров", — резюмирует Караваев.