Лёд трогается: в Китае вырос интерес к перевозкам по СМП

Автор фото: РИА "Новости"

Китайский бизнес продолжает интересоваться перспективами перевозок по Северному морскому пути.

В ходе XXVII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) оператор линейных контейнерных перевозок Hainan Yangpu NewNew Shipping подписал с "Русатом Арктик" (входит в ГК "Росатом") соглашение о создании совместного предприятия для строительства специализированных контейнеровозов для рейсов по Северному морскому пути. На первом этапе планируется построить до пяти арктических судов класса ARC7. Первое судно должно выйти на маршрут не позднее 2027 года. В рамках инициативы китайский перевозчик намерен наладить круглогодичную навигацию по СМП.
Как пояснил журналистам представитель NewNew Shipping Кэ Цзинь, компания делает ставку на сообщение с портом Архангельск. Оттуда можно возить в Китай продукцию лесной промышленности, а расстояние 1,1 тыс. км от столицы Поморья до Москвы делает удобным перевалку через порт импортных товаров из Китая.
В 2024 году NewNew Shipping планирует совершить до 12 рейсов по СМП, в прошлом году компания выполнила семь. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов рассказал, что всего в текущем году китайские игроки нацелены на 18 рейсов по Севморпути, что более чем в 2 раза выше результата прошлого года.
Ещё в середине мая этого года гендиректор "Росатома" Алексей Лихачёв рассказывал о решении создать совместную российско–китайскую комиссию по развитию Севморпути. Со стороны РФ в ней будет участвовать "Росатом", курирующий направление, а от КНР — министерство транспорта республики.
Спецпредставитель "Росатома" по вопросам развития Арктики Владимир Панов в кулуарах форума сообщил, что уже в августе планируется подписать соответствующий протокол, а в октябре должно состояться первое заседание новой комиссии. "У морской логистики между КНР и Россией очень большой потенциал. И конечно же, в первую очередь по Северному морскому пути", — настаивает он.
Перспективу Севморпути как транзитной артерии отметил и исполнительный директор DP World Султан Ахмед бин Сулайем. По его словам, сегодня в мировой логистике множество сложностей. Например, суда могут по 40 часов простаивать в очереди в Суэцком канале. "Нам очень нужен СМП", — резюмировал он.
Востребованность морского арктического коридора также упомянул президент РФ Владимир Путин во время своего выступления на пленарной сессии форума. "В прошлом году по нему прошло 36 млн тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 млн тонн", — заявил глава государства.
Действующий план развития Севморпути до 2035 года, утверждённый правительством РФ в августе 2022–го, предусматривает достижение показателя 150 млн тонн грузопотока по маршруту к 2030 году. Целевой показатель на 2035 год — 220 млн тонн. При этом Владимир Панов озвучил даже более оптимистичный прогноз. "Наши расчёты, основанные на планах всех грузоотправителей, говорят о том, что к середине следующего десятилетия мы выйдем по перевозкам на 250 млн тонн, что будет сопоставимо с мощностью Восточного полигона", — рассказал он.
СМП оказывается привлекателен не только для арктических регионов страны. Сейчас в "Росатоме" работают над пилотным проектом речных перевозок с выходом в акваторию Севморпути для экспорта продукции предприятий Урала. Также ещё в 2022 году власти Омской области заявляли о планах развития речных перевозок в направлении СМП для вывоза из Сибири сельхозпродукции и нефтепродуктов в сторону стран Азии.