В среду, 12 июня, после восьмимесячного расследования исполнительный орган ЕС обвинил Китай в несправедливом субсидировании своей промышленности за счёт налоговых льгот и дешёвых кредитов, сообщает The Economist.
ЕС опасается, что дешёвые импортные автомобили создают очевидную и неминуемую угрозу для европейских автопроизводителей. Временные тарифы в размере от 26 до 48% по сравнению с 10% для других импортируемых автомобилей будут введены с июля на китайские электромобили. Точный размер пошлины будет зависеть от готовности каждой компании содействовать расследованию.
Повышение тарифов означает, что цены на импортные автомобили вырастут, а конкурентное давление на европейские фирмы ослабнет. В свою очередь, европейские автопроизводители не выражали явного желания проводить расследование, беспокоясь о возможных негативных последствиях в виде ответных мер со стороны Китая, что может плохо сказаться на их собственных производственных операциях в Китае и экспорте.
Китай при этом намекнул на повышение тарифов на автомобили с большими двигателями с 15 до 25%. В Поднебесной также могут усложнить жизнь иностранным автопроизводителям с помощью более обременительных регуляций и распространить сеть тарифов на сельскохозяйственные товары или авиацию.
Европейские тарифы ударят не только по китайским фирмам. Иностранные компании, которые производят автомобили в Китае для экспорта обратно в Европу, будут обложены пошлинами в среднем в 31%. Tesla окажется в наибольшей степени под ударом. Но и европейские автопроизводители массового рынка сталкиваются с наибольшей угрозой со стороны дешёвых китайских электромобилей.
Что касается китайских автопроизводителей, то более высокие пошлины могут временно замедлить их продвижение и дать европейцам возможность наверстать упущенное, выпустив новое поколение более конкурентоспособных автомобилей. Однако тарифный барьер вряд ли остановит всех китайцев. Установив цены в Европе немного ниже, чем у конкурирующих европейских моделей, у них есть возможность для снижения.
В долгосрочной перспективе тарифы могут даже ускорить завоевание Китаем европейского автомобильного рынка. Чтобы стать значительными игроками на континенте, китайским компаниям всегда нужно было производить свои электромобили на местном уровне. BYD, которая стремится стать ведущим производителем электромобилей в регионе к 2030 году, построит завод в Венгрии и скоро планирует объявить о строительстве ещё одного завода в Испании. Chery подписала в апреле соглашение о производстве автомобилей в Испании.
Ранее "Деловой Петербург" писал, что на "Автомобильном заводе АГР" в Санкт-Петербурге, бывшем заводе Hyundai, за последний месяц собрали 2,8 тыс. автомобилей под маркой Solaris. С начала года с конвейера сошли 7,9 тыс. автомобилей, включая 2,1 тыс. в апреле.
В России первый отечественный гибридный автомобиль хотят создать к 2026 году. Стартап "Электромобили мануфэкчуринг рус" ("ЭМ-рус") планирует выпустить фургон с гибридной силовой установкой на базе "УАЗ Профи".