19:3013 июня 202419:30
563просмотров
19:3013 июня 2024
В проекте скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна к 2030 году соединить страны Прибалтики, Польшу и Западную Европу, обнаружилась финансовая дыра в десятки миллиардов евро.
До полного завершения проекта необходимо найти дополнительно 19 млрд евро, говорится в совместном отчёте органов государственного контроля Эстонии, Латвии и Литвы.
Дефицит бюджета проекта Rail Baltica в Эстонии оценили в 2,7 млрд евро, в Латвии — 7,6 млрд евро, в Литве — 8,7 млрд евро.
В Латвии большинство депутатов Сейма в четверг, 13 июня, проголосовали за создание парламентской комиссии, которая должна понять, почему за 7 лет проект подорожал в 4 раза, пишет Delfi.
Только в Латвии расходы на проект увеличились с 1,97 млрд до 9,6 млрд евро. Софинансирование со стороны Евросоюза доступно только в размере 900 млн, ещё "где-то, возможно, можно добыть ещё миллиард", но "дыра" почти на 6 млрд для Латвии остаётся.
Ревизия по проекту Rail Baltica стала главной темой пресс-конференции президента Латвии Эдгара Ринкевича и премьер-министра Эвики Силини накануне, 12 июня. Латвийские власти признали, что прежние решения по проекту могут потребовать оценки правоохранительных органов. Реализация проекта отстаёт от графика минимум на 5 лет.
Силиня отметила, что межправительственное соглашение по проекту подписывал премьер Марис Кучинскис, возглавлявший правительство Латвии до 2018 года, когда "ситуация была более обнадёживающей". Она также усмотрела ответственность компаний RB Rail и Eiropas dzelzceļa līnijas за недочёты в управлении проектом.
Проект Rail Baltica с европейской, "узкой" шириной колеи, был задуман в начале 2000-х, в 2004 году решением Совета Евросоюза его включили в список коридоров европейской транспортной сети. Предполагается, что пассажирские поезда будут ездить по дороге со скоростью до 250 км/час, а грузовые — до 120 км/час. Планировалось, что скоростная магистраль Rail Baltica соединит как минимум Таллин, Ригу, Вильнюс, Варшаву и Каунас, однако для удешевления проекта обсуждается вариант строительства в обход Риги.
Планы построить Rail Baltica к 2026 году провалились, но и к 2030-му может быть реализован только первый этап. Так, в Эстонии надеются завершить к 2028 году строительство пассажирского терминала Rail Baltica в Юлимисте (железнодорожная станция в Таллине).
В конце мая стало известно, что вопрос о переводе железнодорожной колеи с русского (1524 мм) на европейский (1435 мм) стандарт начали обсуждать в Финляндии для улучшения "военной мобильности" в рамках сотрудничества с НАТО.