"Надежда" стала ближе к строящейся станции метро "Богатырская"

Автор фото: metrostr.ru

Проходческий щит "Надежда", судя по всему, дошёл до станции метро "Богатырская".

Проект продолжения зелёной ветки метро, как ожидается, в течение двух недель должен пройти экспертизу. Об этом "ДП" сообщили в комитете по строительству Смольного. Речь идёт об участке Невско–Василеостровской линии от станции "Беговая" до станций "Богатырская" и "Каменка". Заключение экспертизы по нему запаздывает и формально (4 июня установленный контрактом на проведение экспертизы срок истёк), и по существу.
В результате знаменитый щит "Надежда" по факту проходит тоннель без утверждённого проекта уже больше года. За это время проходческий комплекс, судя по расчётам "Делового Петербурга", должен был добраться до "Богатырской".

Сколько прошёл щит "Надежда" под землёй

В отчёте об оценке стоимости проходческого щита "Надежда" со ссылкой на главного механика компании "Метрострой Северной столицы" (МСС) говорится, что в июне–июле 2023 года этот щит совершил контрольную проходку, а с октября приступил к плановой проходке с периодической проверкой основных механизмов. На момент подготовки отчёта (февраль 2024 года) щит прошёл 600 м. То есть дошёл от места пуска в шахте у пересечения Мебельной и Туристской улиц (куда был ранее дотянут тоннель от "Беговой") на север до улицы Оптиков.
В нынешнем году, согласно отчёту, щит должен был проходить по 250 м в месяц. Если эти планы осуществились, то щит с тех пор должен был пройти в общей сложности около 1,3 тыс. м. А значит — достичь стройплощадки станции метро "Богатырская".
По данным главного механика, завершить строительство линии планируется в конце 2025 года. По техническому состоянию щит разрешено эксплуатировать до 8 августа 2025 года.
Расчёты частично подтверждаются данными о расходе смазочных материалов. 9 октября 2023 года МСС заключил контракт на поставку 309 бочек смазки для хвостового уплотнения щита "Надежда" (или, как он называется в документации, Herrenknecht S–782) "на объектах строительства Невско–Василеостровской линии". Каждая бочка вмещает 270 кг смазки.
Спустя примерно полгода, 6 марта 2024 года, компания "МСС" заключила договор на поставку ещё почти такой же партии, из 292 бочек, той же смазки такой же ёмкости для тех же целей. Можно предположить, что новые бочки пришлось закупать потому, что смазка из первой партии подходила к концу. Выходит, что за полгода на работу щита уходит 309 бочек по 270 кг, то есть около 80 тыс. кг смазки.
В МСС предпочитают смазку MasterRoc TSG 6 (или аналогичную). В брошюре её производителя отмечается, что расход этой смазки обычно составляет 0,8–1,2 кг / м2 площади внешней поверхности блоков обделки (из этих блоков состоят кольца тоннеля). Так как мы не знаем, в каких условиях работает щит, примем расход по верхнему пределу за 1,2 кг / м2. Ширина колец, которые устанавливает щит "Надежда", составляет 1,8 м, а их диаметр — 10,3 м. По формуле площади цилиндра площадь поверхности обделки одного кольца должна составлять около 58 м2. Тогда на каждое кольцо, с учётом обычного расхода, требуется примерно 70 кг смазки хвостового уплотнения.
Таким образом, 80 тыс. кг смазки из первой партии бочек должно было хватить примерно на 1,1 тыс. колец. И при ширине каждого кольца 1,8 м щит прошёл около 2 км тоннеля.
Это, впрочем, превышает расстояние от шахты у дома №22 на Туристской улице, откуда щит начал движение, до стройплощадки станции метро "Богатырская". Так что утверждать что–то с полной уверенностью сложно.

Сколько прошёл щит "Надежда", по данным Смольного

В Смольном раскрывают только число колец, установленных "в рамках тестового режима". Таковых, как сообщили "ДП" в комитете по строительству, насчитывается 50 штук. Что при ширине кольца 1,8 м составляет 90 м тоннеля. Дальнейшую проходку власти пока предпочитают не афишировать.
Всего необходимо установить 2518 колец, а общая длина тоннеля составляет около 4,6 тыс. м.
По официальным данным городского правительства, на сегодня на строительстве линии завершён подготовительный этап работ, ведутся работы по инженерной подготовке территории.
Работы ведёт МСС на основании большого контракта на строительство петербургского метро, заключённого в 2021 году. Всего в него входит 37 объектов метрополитена общей стоимостью более 600 млрд рублей.
Также можно заметить, что этот контракт рамочный и в связи с отсутствием договора собственно по Невско–Василеостровской линии на разные виды работ приходится проводить отдельные конкурсы.
Как сообщал "ДП", с конца 2023 года ведутся работы на стройплощадке станции метро "Богатырская" на углу одноимённого проспекта и Туристской улицы. Нынешним летом по графику намеревались приступить также к активным работам на площадке станции "Каменка" у пересечения Комендантского и Шуваловского проспектов.

Когда достроят станции метро "Богатырская" и "Каменка"

По адресно–инвестиционной программе общий объём расходов на строительство Невско–Василеостровской линии от "Беговой" до "Каменки" составляет 87,6 млрд рублей. Из них на 2024 год приходится 7,6 млрд. На 2025–й — 2,3 млрд, на 2026–й — 16,8 млрд. Годы проведения работ по этому участку зелёной линии — с 2020–го по 2029–й. Более точные сроки власти смогут назвать после того, как проект пройдёт государственную экспертизу.