С 2025 года в России начнёт работать новый стандарт высшего образования вместо Болонской системы. В петербургских вузах уже начали переписывать учебные программы.
В мае 2024 года Минобрнауки РФ подтвердило уход от так называемой болонской системы образования, которая подразумевала обучение в течение 4 лет на бакалавриате и 2 лет в магистратуре. Согласно указу президента "О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования", со следующего года в вузах появится два типа образования — базовое высшее (4–6 лет) и специализированное высшее (1–3 года). В аспирантуре длительность учёбы будет зависеть от программы и специальности.
Чтобы перестроиться на новые стандарты, вузам сейчас приходится срочно перекраивать свои программы. Как они делали это лет двадцать назад, когда российское образование в срочном порядке переходило с советской схемы на болонскую.
За чёткость формулировок
Как сообщили "ДП" в Минобрнауки, ещё в мае 2023 года стартовал пилотный проект, в котором участвуют шесть ведущих вузов: Московский авиационный институт, Университет науки и технологий МИСИС, Санкт–Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет, Томский государственный университет и Московский педагогический государственный университет, подведомственный Минпросвещения России.
"На новые образовательные программы, разработанные по 113 специальностям и направлениям подготовки, в прошлом году уже поступили более 5 тыс. абитуриентов. В новом учебном году пилотный проект охватит уже 173 специальности", — прокомментировали в министерстве.
В обсуждении промежуточных результатов пилотного проекта принимают участие все ведущие университеты страны, а также крупнейшие компании–работодатели.
"Теперь вчерашнему выпускнику не потребуется получать образование в два шага (после бакалавриата сразу же поступать в магистратуру), чтобы на выходе доказать работодателю свою образовательную состоятельность. После завершения обучения выпускник сможет получить диплом, где будет фигурировать не обобщённая и часто не понятная работодателю степень бакалавра, а конкретная квалификация — “историк”, “учитель математики”, “молекулярный биолог” или “инженер управления качеством”. Это будет касаться как технических, так и гуманитарных специальностей", — подчёркивают в Минобрнауки.
Большинство петербургских вузов пока ещё ждут решений и конкретных рекомендаций Минобрнауки. Тем не менее к обновлениям фактически готовятся уже все.
Дадут доучиться
В ИТМО студенты, которые поступили на действующие программы бакалавриата и магистратуры, смогут закончить обучение на тех условиях, что выбирали, если захотят.
"У российских университетов есть опыт перехода на новые стандарты, поэтому в целом порядок действий понятен. Главное, чтобы изменения были осознанны и позволяли вузам дать больше знаний, а студентам — стать более конкурентоспособными на рынке труда в дальнейшем", — рассказали в пресс–службе вуза.
Проректор по учебной деятельности ГУАП Валерий Матьяш отметил, что плавным переход от одной системы к другой сделать не получится. Однако и катастрофичной ситуацию не считает. "С 1 сентября 2025 года мы должны начать реализовывать образовательные программы для других уровней образования, под другие требования, с другими сроками реализации. Один год — это, конечно, небольшой срок, но вполне реалистичный для разработки новых образовательных программ. Особенно если к этому хорошо подготовиться, а мы готовимся. Внимательно изучаем опыт шести университетов, которые участвуют в эксперименте", — рассказал он.
Уже с 1 сентября 2024 года ГУАП запустит три новые программы, используя наработки Горного университета. Также в вузе обсуждают предоставление студентам добровольной возможности перейти со старой системы образования на новую, продолжил Матьяш. Но это имеет смысл только на первых курсах. К тому же необходимо будет перезаключать контракты или оформлять дополнительные соглашения, что может повлиять на стоимость обучения.
С технарями сложнее
Проректор по организации учебного процесса СПбГЭУ Юлия Малевич подтверждает, что студенты, которые поступили на программы по болонской системе, продолжат обучение по ним, их дипломы потом будут действительны. "В рамках тех рекомендаций и наработок, которые уже есть, мы разработали концептуальные основы перехода на новую систему обучения. Хотим сделать так, чтобы этот переход был как можно более плавным и комфортным для студентов и преподавателей. Далее мы будем корректировать новые программы под конкретные рекомендации Минобрнауки РФ и требования государственных образовательных стандартов", — говорит она.
По мнению проректора, для технических специальностей переписать программу будет несколько сложнее, чем для гуманитарных, хотя у каждой специальности есть своя специфика.
“
Введение в России ЕГЭ и переход на систему "бакалавр — магистр" имели катастрофические последствия. Каждый новый год приносит ухудшающиеся результаты. Примерно 12% первокурсников, не выдерживающих наши академические требования, уходят в другие вузы города, где требовательность меньше. Бакалавры в стране не получают настоящее высшее образование. За 4 года это сделать проблематично. Они работают с преподавателями в аудиториях на 20% меньше, чем специалисты. По сравнению с пятилетним образованием сложнее получить и фундаментальные знания, и знания по избранной специальности. Наши выпускники–бакалавры имеют 100%–ное трудоустройство. Но это потому, что по их профессиям пятилетнего образования в стране не существует. Магистратура по существу — суррогат аспирантуры, без полноценных научных исследований. В результате 6 лет учёбы дают значительно худший результат, чем специалитет. Что будет дальше — чиновники объяснить пока не могут. Ясно только, что поступающие этим летом абитуриенты обречены на учёбу по системе "бакалавр" плюс (по желанию) "магистр". Потом нам спустят сверху новые циркуляры, которые мы выполним. Большие проблемы будут у бакалавров, которые вышли на работу, не поступив в магистратуру. Государство будет признавать их образование высшим, а работодатель — считать работниками второго сорта. Думаю, для преодоления ущербности рано или поздно им придётся доучиваться.
Александр Запесоцкий
ректор СПбГУП, академик Российской академии образования
“
Представляется, что переход на новую систему высшего образования должен пройти довольно гладко. Предложенный подход к трансформации, на мой взгляд, весьма бережно и гармонично объединил весь предыдущий опыт, адаптировав его под современную ситуацию. Мы не разрушаем действующую базу, а проводим её "пересборку", предпринимая усилия для максимального сближения образовательного процесса и квалификационных требований к реальным профессиям современного рынка труда. Первая ступень — основное базовое образование — фактически будет неким аналогом нынешнего бакалавриата, но с более основательным и объёмным погружением в специальность. Специализированное высшее образование, как и магистратура, поможет обучающимся овладеть дополнительными профессиональными компетенциями в рамках выбранной специализации в дополнение к полученной ранее специальности. Причём это будет именно последовательный процесс — нельзя будет овладеть специализацией, предварительно не получив образование по специальности. Необходимы новые нормативные документы — Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования и Федеральные государственные образовательные стандарты четвёртого поколения, которые уже находятся в стадии разработки. После их утверждения необходимо будет создавать заново образовательные программы. Делать это придётся в ускоренном порядке, так как абитуриенты этого года — последние, кто учится по старой системе.
Андрей Хлутков
директор Президентской академии в Санкт–Петербурге