Предприниматель Николай Таранов купил 50% петербургского производителя катеров "Марин Про Метал Ботс", чтобы реализовать собственный портфель контрактов.
Николай Таранов приобрёл 50% ООО "Марин Про Метал Ботс". Компания производит алюминиевые рабочие катера и спасательные шлюпки, выручка за 2023 год составила, по данным СПАРК, 145,6 млн рублей. Оставшиеся 50% принадлежат Кириллу Григорьеву. Он приобрёл компанию в июне 2023 года вместе с Надеждой Капитановой, продавшей тогда ООО "МК Логистик".
По словам пришедшего вместе с новым владельцем генерального директора "Марин Про Метал Ботс" Кирилла Бирюкова, основные заказчики сейчас — судостроительный завод "Янтарь" из Калининграда, Зеленодольский завод им. А. М. Горького из Татарстана, Амурский судостроительный завод с Дальнего Востока и Невский судостроительно–судоремонтный завод из Санкт–Петербурга. Отраслевые СМИ писали про поставки катеров "Марин Про Метал Ботс" Росморпорту и Морспасслужбе в 2022 и 2023 годах. Сейчас, по словам Кирилла Бирюкова, у компании в работе 10 катеров разной длины, от 4,5 до 12 метров.
Николай Таранов говорит, что приобрёл доли в компании не только для развития уже существующего производства алюминиевых катеров и маломерных судов на существующей площадке в посёлке Виллози на Волховском шоссе. "У меня есть свой портфель заказов, который я планирую разместить и производить", — сказал новый совладелец "Марин Про Метал Ботс".
По словам Кирилла Бирюкова, речь идёт об открытии ещё одного направления бизнеса — строительства катеров для отдыха, охоты и туризма длиной от 9 до 14 метров для частных заказчиков на базе уже производимых компанией рабочих катеров с добавлением к ним элементов комфорта. Таким образом, предполагается заменить катера производства Скандинавских стран, поставки которых теперь усложнились в связи с международными санкциями. Кирилл Бирюков оценивает ёмкость этого сектора в России в 1 млрд рублей в год и планирует найти в ближайшее время дополнительную производственную площадку, которая располагалась бы ближе к воде, чем производство на Волховском шоссе.
Помимо участия в "Марин Про Метал Ботс" Николаю Таранову принадлежат 30% петербургского ООО "Маркон". Эта компания производит спасательные сети для морских и речных судов. Сети выбрасываются за борт при необходимости спасения людей, оказавшихся в воде в непосредственной близости от судов, на которых сети стационарно фиксируются. В системе СПАРК "Маркон" публикует выручку от 10,1 млн рублей в 2021 году до 0,5 млн в 2023–м.
Партнёр Николая Таранова в "Марконе" — Георгий Гацкевич, владелец и генеральный директор ООО "Смарт СТ", крупного поставщика импортного судового комплектующего оборудования. Выручка "Смарт СТ" за 2023 год составила 455,2 млн рублей.
Николай Таранов и Георгий Гацкевич приобрели "Маркон" в мае прошлого года. По словам Николая Таранова, изготавливаемые компанией сети полностью российского производства, импортные материалы не используются.
Участники рынка очень по–разному относятся как к перспективам алюминиевых катеров (в судостроении укрепляются позиции композитных материалов), так и к способности российских производителей делать катера с премиум–интерьерами.
Исполнительный директор производителя катеров из Ленинградской области ООО "Северное море" Ольга Одаренко считает, что перспективы есть у обоих видов катеров — как алюминиевых, так и сделанных из композитных материалов, а уровень комфорта зависит от кошелька.
"Одним по душе пластик, другим алюминий. Кто–то считает алюминий более ремонтопригодным, кому–то приятнее работать с композитами. На мелководье, где длительные абразивные нагрузки, алюминий прослужит дольше, пластик имеет лучшую шумоизоляцию. В удалённых уголках России алюминий популярнее: в каждом гараже можно что–то починить или доработать. Создание катеров премиум–класса в России не вызывает сложностей, кроме готовности заказчика платить за комфорт такие деньги, которых он стоит. К сожалению, большинство потенциальных заказчиков пытаются сравнивать стоимость производства катеров в России с ценой привезённых подержанных зарубежных аналогов. Цифры несравнимые. Элементы роскоши — это тоже искусство, которое нам в России точно по силам, в том числе в интерьерах катеров", — полагает руководитель "Северного моря".
Совладелец и генеральный директор петербургской круизной компании ООО "Аква–Экскурс" Владимир Филиппов считает, что в России сейчас нет основного элемента для создания комфортного катера — двигателя.
"Я предпочитаю катера со стальными корпусами. Они дешевле алюминиевых, их проще варить, у них нет сроков из–за усталости металла. Да, стальной корпус тяжелее, но, по–моему, это важно для скоростных судов, а речь не о них. Что касается уровня комфорта, это вопрос денег. Рискну предположить, что ввозить из–за границы получится дешевле, чем создавать производство здесь, даже с учётом санкций. Но вообще основной элемент комфорта любого катера для отдыха — двигатель. Могу заявить ответственно: в России хороших, надёжных двигателей для маломерных судов в настоящее время нет", — говорит руководитель "Аква–Экскурса".
ООО "Марин Про Метал Ботс" зарегистрировано в Петербурге в июне 2013 года.