Для расширения бизнеса и обеспечения быстрой доставки до конечных пунктов необходимо открытие складских помещений в разных регионах присутствия, однако строительство собственных требует значительных вложений, которые могут не окупиться. Для тестирования новых рынков логистические процессы экономнее перевести на аутсорсинг, считают эксперты, опрошенные "ДП".
Аналитики ещё прошлой осенью фиксировали рост стоимости строительства складских объектов на фоне подорожания стройматериалов и комплектующих. Так, в петербургской агломерации возведение сухого склада за год выросло в цене на 11%, следует из данных NF Group.
По итогам 2023-го стоимость строительства хранилищ в Центральном федеральном округе достигла рекордных значений. Согласно подсчётам IBC Real Estate, в течение года она выросла на 19% и в среднем составила 55 тыс. рублей за 1 кв. метр.
Дорожает и аренда складской недвижимости. По оценкам разных консалтинговых компаний, в Петербурге ставки повысятся до 20–30% от уровня текущих цен к концу года.
Поскольку ситуация на рынке может меняться довольно быстро, у бизнеса зачастую нет уверенности в скором успехе при выходе на новые рынки. Чтобы не делать опрометчивых внушительных вложений, компаниям проще обратиться к 3PL-оператору, который обладает необходимыми ресурсами, опытом работы в определённом регионе и отлаженными логистическими бизнес-процессами. В случае же низких продаж такое сотрудничество позволяет оперативно перевести мощности в другой регион без существенных потерь.
Почему растёт популярность 3PL
Суть обслуживания по схеме 3PL заключается в том, что большую часть логистических операций, включая хранение и транспортировку, выполняет не продавец, а специализированный оператор.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), спрос на аутсорсинг логистики в ритейле за последние 2 года заметно вырос по причине динамичного развития торговых сетей в регионах, роста интернет-коммерции и общего усложнения грузопотоков.
"Большинство крупных федеральных сетей имеют собственную логистическую инфраструктуру, но также используют аутсорсинговые мощности, в частности, при выходе в отдалённые регионы или на отдельных направлениях импорта товаров", — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Рост офлайн- и онлайн-торговли в свою очередь подстегнула активная динамика потребления. Если во второй половине 2022-го и начале 2023 года наблюдался спад потребительской активности, то на протяжении последнего года, напротив, фиксируется, её рост, добавляет эксперт.
"В целом спрос на комплексный аутсорсинг логистических услуг в России сохраняется на высоком уровне. Логистическим операторам интересны регионы — Урал, Сибирь и Дальний Восток", — соглашается руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости NF Group в Петербурге Илья Князев.
Так, востребованность комплексных складских услуг транспортно-логистического оператора "Деловые Линии" растёт последние несколько лет, в первом квартале 2024-го она повысилась на 28%, следует из данных компании. По увеличению объёмов лидируют Москва, Петербург, Новосибирск и Екатеринбург, а основными драйверами традиционно выступают e-commerce и продвижение услуг фулфилмента.
"Сейчас в комплексной логистике наиболее заинтересованы производители автозапчастей, товаров повседневного спроса и промышленного оборудования, а также средний и крупный бизнес с широким перечнем номенклатуры. Обычно им сразу необходим весь спектр складских работ: от фасовки мелкоштучного товара до упаковки заказов под требования маркетплейсов", — отмечают в пресс-службе "Деловых Линий".
По словам Князева, основными клиентами 3PL-операторов чаще выступают компании из сектора FMCG, офлайн- и онлайн-ретейла, дистрибуции и производства.
"Мы, как официальное представительство крупной китайской фабрики и как импортёр сложного оборудования и запасных частей, прежде всего заинтересованы в верном учёте и отгрузке тысячи похожих товарных позиций, их бережном хранении и быстрой доставке. От этих факторов зависит мнение о продукте и о нашей компании в целом. Поэтому мы доверяем весь процесс опытному 3PL-оператору, который по максимуму закрывает наши потребности", — делится операционный директор ООО "ПАМПМЭН РУС" Алина Гончарова.
Свои преимущества
Популярность комплексных услуг обусловлена удобством работы по такой схеме. Все хлопоты по организации логистики берёт на себя оператор, а сама компания может сконцентрироваться на производстве и продажах своих товаров.
"В этом случае клиенту не нужно самостоятельно арендовать складские площади. Вместо этого компания передаёт все операции, связанные со складской обработкой и хранением, логистическому оператору, который осуществляет складские операции с товаром клиента самостоятельно", — уточняет Князев.
Продавцу также не требуется нанимать дополнительный персонал, содержать собственный автопарк и закупать специальное программное обеспечение. Это позволяет значительно сэкономить и развивать основные направления деятельности.
"Аутсорсинг складов и транспортных услуг помогает ритейлерам быстрее масштабировать бизнес, а также справиться с увеличением числа заказов в пиковые периоды — например, новогодние праздники", — замечает Караваев.
К сотрудничеству с 3PL-провайдерами обращаются компании, которые хотят быстро увеличить площади для хранения под растущий объём товарооборота и освоить новые рынки сбыта. В таком случае расширить географию работы становится значительно проще.
"Для этого не нужны большие инвестиции в строительство собственного склада, найм персонала, закупку и обслуживание техники. С помощью комплексной логистики клиент получает необходимую инфраструктуру с обученным персоналом, современным оборудованием и системой управления складом", — резюмируют в "Деловых Линиях".
Кроме того, аутсорсинг даёт возможность пользоваться передовыми технологиями в отрасли. Сейчас на складах комплексной логистики используется современная система управления складом, интегрируемая с программным обеспечением клиента и позволяющая персонализировать под заказчика многие настройки, в том числе отчётность по движению товарных запасов.