Космос безграничен: будет ли полностью суверенной Российская орбитальная станция

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
Госкорпорация "Роскосмос" запустит первый модуль Российской орбитальной станции (РОС) в IV квартале 2027 года, сообщили в корпорации 2 июля. В соответствии с графиком, утверждённым главой "Роскосмоса" Юрием Борисовым, до 2030 года на орбиту выведут четыре модуля, которые составят ядро станции, а с 2031 по 2033 год её расширят с помощью ещё двух.
Общий объём инвестиций в проект сегодня "Роскосмос" оценивает в 608,9 млрд рублей. Ожидается, что РОС сможет провести на орбите 50 лет.
Впервые о возможном развёртывании суверенной российской космической станции заговорили в ноябре 2014 года на фоне очередного охлаждения отношений Москвы и Вашингтона. В 2017 году занимавший должность вице–премьера Дмитрий Рогозин поручил "Роскосмосу" проработать вопрос создания "альтернативы МКС". При этом отмечалось, что станция может стать как национальной, так и новым международным проектом. И только 12 апреля 2021 года, в День космонавтики, Юрий Борисов, тогда занимавший должность вице–премьера, объявил о решении создать Российскую орбитальную станцию.
Сегодня вопрос о том, должен ли новый проект быть межгосударственным, даже не ставится. Вместе с этим близится конец Международной космической станции, которую в 2030 году предстоит затопить компании SpaceX Илона Маска.
Хотя покорение космоса началось как технологическая гонка между сверхдержавами, со временем земная орбита превратилась в уникальное место, в котором независимо от политической обстановки продолжалось плотное сотрудничество ведущих стран. Больше всего в культуре отпечатались стыковки советского корабля "Союз" с американским "Аполлоном" в 1975 году и американского шаттла "Атлантис" со станцией "Мир" в 1995–м.
Орбитальный комплекс "Мир", запущенный СССР в 1986 году, закончил жизнь в 2001 году уже российской станцией. Всего за это время на ней работали более 100 космонавтов и астронавтов из 12 стран.
Хотя МКС и предстоит затонуть в Тихом океане через несколько лет, как когда–то станции "Мир", маловероятно, что международная кооперация в сфере окончательно канет в прошлое вместе с ней. Как показывает практика, космические аппараты служат гораздо больший срок, чем продолжаются междоусобицы.