Автобусные перевозки и экскурсии в Петербурге подорожали на 15–20%. Туроператоры жалуются на устаревший автопарк и нехватку квалифицированных водителей.
Инфляция, отсутствие на российском рынке автобусов европейских марок и кадровый дефицит поставили туроператоров и перевозчиков в ситуацию, близкую к критической. По наблюдениям члена правления Лиги туроператоров Петербурга, руководителя компании "Невские сезоны" Кирилла Соколова, в этом году автобусные перевозки подорожали в Петербурге, как, впрочем, и в целом по стране, на 15–20%. Какими показатели будут в 2025–м, прогнозировать пока рано. Эксперт также напоминает, что таможенные пошлины весьма высоки, как и ставки по кредитам и лизингу.
Генеральный директор туроператора "СканТур" Роман Цветков подтверждает, что цены на транспорт выросли весной, в преддверии сезона. При этом на однодневных турах подорожание сказалось сильнее. Поскольку в случае с ними доля стоимости эксплуатации транспорта в общей стоимости поездки получается выше.
Для перевозчиков, пожалуй, самая большая боль — отсутствие на рынке машин тех марок, которые они предпочитают закупать. В Ecolines RUS "ДП" рассказали, что пока осуществляют перевозки на европейских автобусах, которые были куплены до 2022 года, поскольку они обладают достаточным запасом прочности. Однако на перспективу планировать обновление парка стало гораздо труднее. Компания осуществляет длительные межрегиональные и международные рейсы большой протяжённости. До 2022 года Ecolines RUS работала по прямым контрактам с производителями европейских автобусов и регулярно обновляла парк.
"Китайские марки, представленные сейчас на рынке, требуют замены через 5–6 лет эксплуатации. Европейские могут отработать 10–15 лет без снижения качества. Такие сейчас стоят около 250 тыс. евро, но как их приобретать — неясно. Китайские марки дешевле, но не отвечают важным для нас параметрам. К тому же они не рассчитаны на человека европейского телосложения — поездка на дальние расстояния в них менее комфортна", — объясняет генеральный директор Ecolines RUS Андрей Волков.
Вторая глобальная проблема — кадры. Директор категории "Такси, транспорт, логистика" "Авито Работы" Артём Егоренков рассказал, что по итогам первого полугодия 2024–го число вакансий для водителей автобусов увеличилось на площадке в 1,4 раза год к году.
"Один работодатель обещает оплату от 40 тыс. рублей в неделю. Заработки могут зависеть и от сезона — 140–160 тыс. рублей в высокий сезон и 110–120 тыс. рублей в низкий", — поделился он.
Андрей Волков рассказывает, что в межрегиональных и международных автобусных перевозках средний возраст водителя уже приближается к 50 годам — это критичный показатель. Водительский состав только сокращается — бывалые уходят на пенсию, молодые не спешат приходить. Такая же ситуация, кстати, и с дальнобойщиками — заказы у логистических компаний есть, но у многих грузовики стоят на стоянках, потому что за руль сесть некому.
В Петербурге и Ленобласти автобусные экскурсии, как и перевозки туристов в целом, востребованы, но есть нюансы. На увеличение пассажиропотока влияет сезонность. С июня по конец августа многие едут в отпуска, в том числе на юг России, а через пару месяцев начинается обратная волна. Также, по словам Андрея Волкова, спрос на автобусы подогревается высокими ценами на ж.–д. билеты и их дефицитом. На направлении Санкт–Петербург — Москва резко вырос спрос на автобусные билеты из–за увеличения количества китайских туристических групп.
В "СканТур" заметили небольшой прирост спроса на экскурсии из Петербурга в Карелию. "Июнь был сложный, это связано не только с ростом цен, но и с тем, что люди в принципе перестали покупать экскурсии. Они уже не поедут лишний раз в Петергоф или Кингисепп. Такого прироста, как был 2–3 года назад, сейчас нет, а по некоторым направлениям — даже падение", — признают в компании.