В ОСК решили судьбу ЦКБ "ОСК–Айсберг": Балтийский завод передаст 85% его акций Невскому ПКБ.
Информацию о передаче входящему в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) АО "Невское ПКБ" 85% акций АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”", которые принадлежат Балтийскому заводу, сообщили "ДП" два независимых источника на самом заводе и в центральном аппарате ОСК. Официально ни там ни там говорить об этом не стали.
Генеральный директор Невского ПКБ Сергей Орлов от комментариев тоже отказался. "Решение окончательно, насколько я знаю, не принято — оно в процессе обсуждения", — сказал руководитель Невского ПКБ, но отвечать на вопросы не стал, сославшись на корпоративные стандарты ОСК.
Бывший врио генерального директора "ОСК–Айсберг" Игорь Чорный подтвердил, что присоединение компании к Невскому ПКБ представляется ему наиболее вероятным.
Источник на Балтийском заводе, просивший не называть себя, пояснил, что заводу не требуется компания для конструкторского сопровождения строительства ледоколов проекта 22220 — он справляется с этим собственными силами. Зато она требуется владельцу ледоколов — подконтрольному "Росатому" ФГУП "Атомфлот". На балансе АО "Концерн Росэнергоатом" (тоже находится под управлением "Росатома") находится плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов", которая сейчас располагается в порту Певек. В лицензию "ОСК–Айсберг" "Академик Ломоносов" тоже вписан.
Лицензия на проектирование и конструирование ядерных установок — единственный актив "ОСК–Айсберг". Ростехнадзор выдал её в ноябре 2017 года и приостановил в ноябре 2023–го на фоне конфликта между "ОСК–Айсберг" и подконтрольным "Роснефти" ЦКБ "Айсберг" из–за контрактов на конструкторское сопровождение атомных ледоколов проекта 22220. Конфликт инициировал бывший руководитель "ОСК–Айсберг" Игорь Чорный, но Балтийский завод назначил нового гендиректора, который от всех претензий своего предшественника отказался.
Лицензия "ОСК–Айсберга действует до ноября 2027 года, и в России лишь две компании имеют такие лицензии — ЦКБ "ОСК–Айсберг" и ЦКБ "Айсберг", подконтрольное "Роснефти". Лицензия последнего выдана в конце 2023 года, действует до конца 2033–го. "Роснефть", видимо, будет использовать её при строительстве ледоколов проекта 10510 "Лидер" на Дальнем Востоке.
Лицензия "ОСК–Айсберг" существенным образом отличается от лицензии "тёзки": в ней чётко указаны сферы применения, что важно для "Росатома", чей ФГУП "Атомфлот" владеет соответствующими судами с ядерными установками на борту.
В разделе "Область действия лицензии" там указано: "корректировка конструкторской документации действующих атомных ледоколов проектов 10521, 10580" и "корректировка конструкторской документации, выполнение проектных работ по модернизации универсального атомного ледокола и плавучего энергетического блока проектов 22220 и 20870".
Это означает, что "ОСК–Айсберг" может сопровождать любые конструкторские изменения в ледоколах проекта 10521 "Ямал" и "50 лет Победы", в ледоколах проекта 10580 "Таймыр" и "Вайгач", в ледоколах проекта 22220, которые построены или будут строиться. Все перечисленные суда находятся на балансе "Атомфлота".
Директор по качеству АО "Норма–Энергоатом" (производит оборудование для ремонта объектов атомной энергетики) Алексей Скобелкин полагает, что лицензия как актив в данном случае не оценивается как таковая, основной вопрос — пристроить специалистов конструкторского бюро, пока они не разошлись по другим учреждениям.
"Подвешенное состояние и фактически убыточная структура за счёт отсутствия контрактов — повод разбежаться всему коллективу. Конструкторы и проектанты — люди с весьма оригинальными взглядами на работу, для них имеют значение возможность работать по профилю, признание в корпоративной среде, статус компании–работодателя. В текущих же условиях “ОСК–Айсберг” оказался в своей нише аутсайдером", — полагает Алексей Скобелкин.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов говорит, что отсутствие существенных материальных активов "ОСК–Айсберг" не является определяющим в данном случае.
"Я много раз сталкивался с ситуациями, когда компания приобреталась, хотя не владела каким–либо ценным имуществом. Иногда вместо активов в её “кармане” зияли бреши в виде кредитов и долгов. Но компанию покупали, и дорого. Определяющим фактором являлась функция, которой она могла дополнить бизнес покупателя. Допускаю, что здесь то же самое. “ОСК–Айсберг” обладает лицензией, получить которую крайне сложно. Сама лицензия представляет собой актив, хотя и нематериальный. Часто при проведении юридической проверки приобретаемого бизнеса помимо титула нас просят тщательно проверить именно лицензию на основной вид деятельности. Не менее важным является наличие у компании значимых компетенций, ноу–хау, опытного персонала и репутации. Если предприятие обладает редкой лицензией и давно работает в своей сфере, её компетенции уникальны, дают конкурентное преимущество покупателю, открывают ему новые окна возможностей", — говорит эксперт.
Досье:
АО АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" зарегистрировано в Петербурге в мае 2012 года. По данным Государственного информационного ресурса финансовой отчётности, на конец 2022 года 85% акций принадлежало входящему в ОСК Балтийскому заводу, 15% — у частных лиц. Выручка "ОСК–Айсберг" за 2023 год составила, по данным СПАРК, 15,8 млн рублей. АО "Невское ПКБ" зарегистрировано в Петербурге в 1995 году, компания входит в ОСК. Выручка Невского ПКБ за 2022 год (более свежих данных в открытом доступе нет) составила 1,6 млрд рублей.