Apple удалила из российского сегмента App Store ряд VPN–сервисов. Вероятно, компания тем самым пытается исполнить свои обязательства перед клиентами в России.
На прошлой неделе из российского App Store пропали приложения VPN–сервисов Proton, Nord, Red Shield и Le VPN. Ранее удалить эти сервисы требовал Роскомнадзор, ссылаясь на российское законодательство. Согласно данным, опубликованным самим ведомством, всего Apple заблокировала в App Store на территории РФ 25 мобильных приложений VPN–сервисов,
Напомним, что с 1 марта 2024 года в России вступил в силу запрет на рекламу и популяризацию VPN, при помощи которых пользователи глобальной Сети могут получить доступ к запрещённому в РФ контенту. Также в тексте приказа значится, что компании, владеющие магазинами приложений (такими, как Google Play, App Store, RuStore и т. д.), обязаны удалить VPN–сервисы, которые помогают обходить блокировки. Или по крайней мере ограничить их поисковую выдачу.
Блокировки VPN происходили в России и до этого. Согласно данным подведомственного Роскомнадзору Центра мониторинга и управления Сетью, уже на октябрь 2023 года в России было заблокировано порядка 167 VPN–сервисов и 84 мобильных приложения. В расчёт шли блокировки, начавшиеся в 2021 году.
Заплатили по счетам
Несмотря на свою репутацию максимально закрытой и не поддающейся влиянию извне копании, Apple уже не первый раз идёт навстречу требованиям российских властей. Однако обычно это выражается в исправной уплате штрафов, а не в блокировке контента по требованию Роскомнадзора или иных ведомств.
Так, несмотря на официальный уход из России, 22 января 2024 года она оплатила штраф в размере 1,2 млрд рублей. Тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) посчитала, что Apple навязывала российским разработчикам на iOS "необходимость использовать в их приложениях платёжный инструмент компании". Ещё ранее, в апреле 2021 года, ФАС оштрафовала Apple за это же нарушение на 906 млн рублей. Штраф был выплачен в феврале 2023 года.
При этом есть случаи, когда компания российские суды игнорировала. Так, в июле 2022 года Apple предписали выплатить 2 млн рублей за отказ локализовать данные россиян, которые пользуются "яблочной" продукцией (речь о хранении их данных на серверах, расположенных на территории России и досягаемых для правоохранителей). В ноябре 2023 года суд в Москве оштрафовал компанию уже на 12 млн за повторный отказ от локализации данных.
Разные подходы
Кстати, Google, который тоже ушёл из России и имеет штрафы за похожие случаи, в отличие от "яблочных" конкурентов игнорирует требования национальных регуляторов и даже судов.
Google неоднократно пытались заставить выплатить штрафы за отказ от удаления разнообразных фейков и отсутствие локализации данных россиян. Так, в 2021 году Google стал первой IT–компанией, на которую был наложен оборотный штраф (исчисляется в процентах от общего оборота) 7,2 млрд рублей за отказ удалять запрещённую информацию. Поводом для составления протокола послужили ролики на YouTube. В июле 2022 года Таганский районный суд Москвы оштрафовал Google на 21,77 млрд рублей за то же самое. За месяц до этого российское юрлицо компании подало заявление о банкротстве.
За похожее прегрешение уже в декабре 2023 года суд предписал Google заплатить 4,6 млрд рублей. Но денег в российский бюджет от международного гиганта пока так и не поступило. А вот Apple, показательно игнорируя требования российских регуляторов, предпочитает фактически откупаться. Тем самым компания сохраняет лицо на Западе, но в то же время не сжигает все мосты в России.
Компромиссы с властью
Apple заняла адекватную позицию, уверен генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. "Если в действующем законодательстве страны есть основания для блокировки и компании они понятны, то она идёт навстречу государству. При этом есть требования, которые невозможно реализовать или компания реагировать на них не готова. Она выполнять их и не станет", — объясняет он.
В первую очередь речь идёт о недавнем законопроекте об обязательной предустановке "суверенного" магазина приложений RuStore на планшеты и телефоны, которые ввозятся в Россию. Ранее эксперты в разговоре с "ДП" рассказали, что Apple вряд ли исполнит эти предписания, потому что её экономическая модель и маркетинговая стратегия выстраиваются вокруг закрытой экосистемы, которая не предусматривает предустановку альтернативных магазинов приложений.
Также компания не станет из–за санкций возвращать в App Store приложения российских банков. Но остальные требования она выполнить готова, считает Денис Кусков. История с удалением VPN–сервисов это подтверждает. Apple в данном случае не несёт ни экономических, ни серьёзных репутационных потерь.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что Apple заботится о клиентах, которые приобрели устройства компании ещё до её ухода из России.
“
"Она не закрыла полностью App Store для россиян, он всё ещё функционирует. Просто некоторые его функции ограничены. Apple соблюдает законодательство, потому что у неё всё ещё действуют старые продукты. На самом деле прямого контакта между Apple и российскими регуляторами нет — этим занимаются отдельные юристы, которые как раз следят за всеми этими штрафами и поддерживают диалог с Роскомнадзором. Кроме того, Apple сейчас не может вывести деньги из России. Поэтому штрафы она регулярно выплачивает. Компания будет исполнять все требования, пока в России работают устройства, приобретённые до 2022 года", — убеждён он.
Компания также не может вернуться на российский рынок и официально продавать свои новые устройства, пока действуют санкции. Но такой большой горизонт планирования Apple даже не рассматривает, подчёркивает Муртазин. Пока что компании достаточно просто сохранять статус–кво, чтобы её бренд не забывался.
Генеральный директор "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что делать какие–либо выводы сложно, учитывая, что неизвестно, какие именно договорённости существуют между Роскомнадзором и Apple, а также по каким каналам выстроена коммуникация между компанией и регулятором.
"Мы не знаем достоверной причины, потому что Apple это никак не комментировала. Причин для удаления может быть много. Например, у приложений могли быть найдены нарушения пользовательской безопасности и обработки данных", — рассуждает он.