В России зафиксировали очередную волну атак телефонных мошенников. У аферистов появилась новая легенда — они представляются коммунальщиками и под разными предлогами получают доступ к аккаунтам на "Госуслугах".
Вход в личный аккаунт нужен преступникам, чтобы от имени его владельца оформить кредит и вывести деньги. По данным "Известий", эту схему начали применять в июне, правоохранители уже возбудили десятки уголовных дел, а ущерб пострадавших исчисляется миллионами.
В качестве одного из предлогов используется проверка электросчётчиков. Жителям звонили от имени крупных энергосбытовых компаний. При этом говорят, что уведомление о начале проверок направляли через "Госуслуги". Жертву просят проверить, получено ли письмо и в процессе выманивают код, который приходит по SMS.
Другим пострадавшим обещают различные выплаты, в том числе в связи с юбилеями. Под этим предлогом просят назвать номер банковской карты и другие персональные данные. Большинство пострадавших — пенсионеры, жители Москвы и Подмосковья.
Исходя из судебной практики, более чем в 90% случаев найти и привлечь по таким делам никого не удается, говорят адвокаты. Следовательно, нет возможности и вернуть деньги.
Эксперты утверждают, что защитить граждан от подобных атак может только отказ от использования SMS- и PUSH-кодов. В компании считают, что именно такой способ аутентификации является главной проблемой.
Как писал "Деловой Петербург", в июле Банк России в два раза расширил список признаков мошеннических операций. Банки обязаны приостанавливать переводы денег на счета злоумышленников, сведения о которых получены из базы данных Банка России о мошеннических счетах. Кроме того, необходимо не допускать переводы, если выявлена нетипичная для клиента операция.
В апреле Центробанк поддержал законопроект, который обязывает банки внедрять определённый механизм борьбы с мошенничеством — так называемый сервис "второй руки". По нему пожилые люди могут назначить доверенное лицо, которое будет проверять их банковские операции. Механизм есть и сейчас, но носит рекомендательный характер. По мнению ЦБ, его нужно сделать обязательным для всех банков.