Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Петербург после запуска будет конкурировать за пассажиров с авиарейсами по этому маршруту. Ключевую роль может сыграть стоимость билетов.
Как подсчитали в Kept, пассажиропоток авиасообщения во всём мире после открытия ВСМ сжимается на 20–80%. Однако для первой российской магистрали эти данные скорее завышены, поскольку аналогичные маршруты в Европе, Китае и Корее короче по протяжённости. Кроме того, на момент запуска ВСМ там отсутствовала удобная альтернатива самолёту, а между российскими столицами курсируют "Сапсаны", уже забравшие часть трафика у авиатранспорта.
Аналитики Kept оценивают стоимость проезда по ВСМ от Москвы до Петербурга в 5,8–9,3 тыс. рублей в ценах 2028 года (год запуска железной дороги) для глубины бронирования 30 дней. Минтранс РФ в апреле прогнозировал цену билетов на уровне 8,9 тыс. рублей в 2028 году и почти 10 тыс. в 2030-м.
При стоимости авиабилетов в 4–4,5 тыс. рублей это может значительно ограничить отток пассажиров с самолёта на поезд. Поэтому прогнозируемый Минтрансом отток в размере 14% "выглядит обоснованно" для первых лет работы ВСМ, отмечает руководитель группы Kept по привлечению финансирования Степан Светанков.
В то же время в столицах упрощается сообщение с аэропортами, добавляет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. К московскому Внуково уже подведено метро, а с улучшением транспортной доступности Пулково, куда также планируют тянуть подземку, путь от центра одного города до центра другого сократится до пяти часов, пишет "Коммерсант".
По оценкам управляющей компании Пулково "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), петербургский аэропорт после запуска ВСМ может потерять от 1 млн до 2 млн пассажиров в год. Оператор гавани называет такие потери некритичными.