Государство со второй попытки перепишет крупных блогеров

Автор фото: ТАСС
У РКН может появиться ещё один функционал — выявлять фамилии владельцев telegram–каналов.

Госдума собирается обязать блогеров сообщать о себе в РКН при наличии более 10 тыс. подписчиков. Главная цель — деанонимизация владельцев популярных telegram–каналов.

В Госдуме готовится инициатива, согласно которой блогеры, у которых аудитория превышает 10 тыс. человек, должны будут сообщить о своей деятельности в Роскомнадзор (РКН). Если требование не будет исполнено, регулятор направит администратору ресурса требование о блокировке telegram–канала или страницы.
Инициативу рассмотрят на следующей неделе в профильном парламентском комитете, а принять её могут до конца весенней сессии, сообщил анонимный источник Интерфакса. Речь идёт не о законе "с нуля", а лишь о поправке ко второму чтению уже проходящего рассмотрение законопроекта — об ужесточении условий продажи сим–карт. Так что эта норма действительно может быть принята быстро, едва ли не в ближайшие дни. "Верификация и идентификация абонентов — главная задача, которую призваны решить эти поправки", — пояснил источник.

Контроль и давление

"Закон сильнее всего скажется на блогерах, которые публикуют контент политической направленности и ведут крупные каналы. Сохранять анонимность станет сложнее, публиковать информацию от иноагентов — тоже", — уверен маркетолог, бизнес–консультант и автор проекта Oganov.Consulting Максим Оганов.
Также нововведения затронут лиц, продвигающих мошеннические схемы и нелегальный контент. Например, в Telegram очень распространены анонимные сомнительные каналы по быстрому заработку на криптовалютах. Теперь же владельцы будут обязаны предоставлять реальные данные о себе — особенно в том случае, если публикуют на канале платную рекламу. Но если блогер ведёт каналы на нейтральные темы (например, кулинария, хобби, путешествия), вряд ли его деятельность сильно изменится после вступления в силу закона. Если весь контент на канале легален и не противоречит законодательству — значит повода для опасений нет, подчёркивает эксперт.
Пока идея выглядит так, будто бы государство хочет иметь официальные рычаги контроля, а иногда и давления на блогеров, считает основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская.

Боты, подписки и проблемы

Однако есть нюансы. "Что делать, например, если количество подписчиков стало меньше 10 тыс.? Нужно ли в таком случае снимать с регистрации блогера? Непонятно также, каким образом нужно будет отчитываться перед РКН", — говорит Полонская.
Кроме того, на некоторых площадках доступ к статистике посещений и подписок есть только у самих владельцев аккаунтов, что в свою очередь также создаёт белое пятно в регулировании. "А что делать с подписчиками–ботами? Сейчас существует огромное количество сервисов накрутки ботов, которых можно “подписать” на кого угодно. У человека внезапно за несколько дней может оказаться 10 тыс. подписчиков. Что делать блогеру в таком случае? Сообщать о себе регулятору или же заниматься чистками подписанных аккаунтов?" — замечает собеседница "ДП".
Теххи Полонская считает, что с подачей информации в РКН люди будут тянуть до последнего, пока не появится первый кейс с наказанием. Такая же ситуация сложилась с законом о маркировке рекламы. "Только после первых жалоб, судов и штрафов станет понятнее, как будет выглядеть сам процесс регистрации и что для этого нужно будет сделать", — подчеркнула эксперт.

Хорошо забытое старое

В 2014 году в России был принят похожий "закон о блогерах", который обязывал обладателей интернет–ресурсов, сайтов и блогов с аудиторией свыше 3 тыс. пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре. Но он утратил силу и перестал действовать после принятия поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в 2017 году.
"Одна из главных причин отмены первого закона — его неэффективность. Документ был направлен на регулирование контента, который публикуют в группах с большой аудиторией подписчиков. Блогеров обязали соблюдать российское законодательство (например, не публиковать контент экстремистской направленности), а также указывать на сайте или в соцсетях свои данные. Фактически на них наложили те же ограничения, что и на СМИ. При этом правами СМИ блогеры не обладали — например, они не могли запрашивать информацию у официальных источников", — считает Максим Оганов.
В Госдуме также отметили, что надзорные органы ни разу не обращались к данному реестру. Поэтому закон признали неэффективным, и блогеры снова получили относительную свободу.
В прошлый раз введение закона мало повлияло на деятельность блогеров. Теперь же ситуация отличается — в стране в целом усиливается тренд на борьбу с анонимностью, фейками, мошенниками. Поэтому на этот раз ограничения и наказания могут оказаться реальными, а не виртуальными.