В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Московский район мы рассказывали про обувь бренда “Скороход”, о котором некогда мечтали богатые жители не только Петербурга, но и Берлина, Вены, Парижа. Подробности — в материале "ДП".
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР". С которой мы делаем специальную рубрику.
Зарождение обувной империи
Основатель "Скорохода" — Генрих фон Кирштен. Хотя родился он без приставки "фон", означающей дворянский род. Её он получит благодаря обуви. Так вот Генрих Кирштен был из семьи немецких купцов. Он унаследовал обувную фабрику своего отца, и на основе этой фабрики в 1882 году он создаёт "Товарищество механического производства обуви" на Обводном канале. Надо честно признать, что "механическое производство обуви" было всё-таки больше на словах. На фабрике преобладает ручной труд. Но Генрих понимает, что успех предприятия будет зависеть от массовости выпуска качественной обуви и тут без станков не обойтись, постепенно ручной труд заменят на механический.
В 1884 году обувная фабрика освоила производство лёгких летних туфель "Реформа". Это очень элегантные кованые туфли на низком каблуке с перфорацией. И именно эти туфли сыграли роль в формировании бренда "Скороход". Фабрика Кирштена дала потребителям достаточно лёгкую, прочную и красивую летнюю обувь, которую до этого времени можно было только пошить вручную, что стоило несравненно дороже. А обувь "Товарищества механического производства" была не только дешевле, но ещё и элегантна, легка и носилась долго.
По одной из легенд, сам Кирштен дал этим туфлям неформальное название "скороход", поскольку, мол, очень любил сказку про Маленького Мука — скорохода. Но нам кажется, что версия про то, что туфли были настолько лёгкие, в них так удобно было ходить и поэтому за ними закрепилась народное прозвище “Скороходы”, более правдоподобна. На “Скороходы” был просто бешеный спрос, они стали популярны, как и другие продукты фабрики. И такой спрос требовал увеличения объёма выпускаемой продукции.
В 1885 году по проекту архитектора Рейнбольдта на углу Московского проспекта и Заставской улицы начали строить новые производственные корпуса для "Товарищества". Фабрика окончательно переезжает в Московский район. В 1892 году строится корпус для дубления кож. В 1898 году освящено новое здание обувной фабрики на Заставской улице, 15. "Товарищество Санкт-Петербургского производства обуви" покупает в Стокгольме паровую турбину в 150 л. с., а у петербургской фирмы "А. Коппель" приобретает фабричную котельную.
Территория обувной фабрики не только расширялась, но и благоустраивалась: там проложили рельсовые пути, дворы заасфальтировали. С 1886 по 1889 год число рабочих, занятых на производстве обуви, увеличивается практически в 2,5 раза, а количество выпускаемой обуви — более чем в 4 раза, до 705 тыс. пар обуви в год.
К концу века приобретённые новые машины для отделки обуви, а также взятое у американской фирмы в аренду оборудование позволили применить рантовый способ крепления подошвы. Впервые применён конвейерный метод производства обуви, гораздо раньше, чем у Генри Форда. И вот только теперь фабрику можно было с полным основанием назвать "Товарищество механического производства обуви".
Дистрибуция столетней давности
Кирштен не только производит хорошую обувь, но он ещё и развивает собственную сеть дистрибуции. Товариществом были открыты обувные магазины в Петербурге: два на Невском проспекте, на Забалканском проспекте, 89, Петергофском проспекте, 19. Сампсониевском проспекте, 64, Большой Морской улице, 18 и 26. А на Большом проспекте на Петроградке продавали обувь с дисконтом, небольшой брак или прошлогодние коллекции, то есть то, что мы сейчас назвали бы аутлетом. Работали также специализированные магазин в Гостином дворе. В 1909 году за заслуги перед Российской империей купец Кирштен был возведён в потомственное дворянство.
В 1910 году фабрика производит ребрендинг. Старое название "Товарищество механического производства обуви", конечно, привычнее, но название "Скороход" настолько сильно привязалось не только к летним туфлям, но и к остальной продукции, что даже штиблеты и сапоги в народе начинают называть "скороходовскими". И руководство товарищества решает, что народная любовь чего-то да стоит, и меняет название фабрики на "Скороход".
Кстати, популярность марки была настолько велика, что продукцию сначала "Товарищества...", а потом и "Скорохода" подделывали кустари и ставили поддельные фирменные знаки. В 1914 году объём выпуска составил почти 3 млн пар обуви в год. Для сравнения: компания Ecco произвела в 2022 году 14 млн пар обуви, а российская компания Ralf Ringer около 2 млн пар обуви.
Обувь "Скороход" неоднократно вывозилась на российские и международные выставки и ярмарки. В 1896 году на Нижегородской ярмарке товарищество получило право на изображение в фирменном знаке Государственного герба. Обувь товарищества неоднократно экспонировалась и на международных ярмарках — в Чикаго (1893), Амстердаме (1894), Париже (1900). Более того, обувь от "Скорохода" отлично продавалась в Германии, Австрии и даже во Франции, выдерживая конкуренцию с местными брендами. О популярности “Скорохода” можно судить по тому, что название фабрики упоминалось в народных частушках. А это ли не признание?!
После революции
Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов предприятие выпускало армейские сапоги. После революции 1917 года предприятие сохраняло корпоративную форму собственности до национализации в 1919 году. До Великой Отечественной войны "Скороход" продолжал активно работать, выпуская модели, предназначенные для повседневной носки.
После войны, в начале 60-х годов, принимается решение об укрупнении предприятий лёгкой промышленности. Одним из таких промышленных гигантов в 1964 году стало Ленинградское обувное объединение "Скороход". В его состав вошли головное предприятие — фабрика "Скороход", фабрики "Пролетарская победа" — 1-я и 2-я, фабрики "Восход", "Заря", "Спортобувь", обувные фабрики в Выборге, Луге, Гатчине, Невеле и Череповце. К семидесятым годам численность работающих в объединении насчитывала около 16 тыс. человек, а выпуск составлял свыше 40 млн. пар обуви в год.
Это было гигантское предприятие, работавшее на всю страну. Обувь фабрики "Скороход" была практически в любом сельском магазине. Правда, качество и красота этой обуви оставляли желать лучшего, но перед фабрикой не ставилось задача сделать модную и красивую обувь. Ставилась задача — сделать много обуви.
При "Скороходе", как образцовом социалистическом предприятии, функционировали базы отдыха, детские сады, пионерские лагеря, стадион у Московских ворот. Был и свой цех культуры – ДК имени Капранова. Отдельного упоминания заслуживает газета “Скороходовский рабочий”. Она выходила тиражом десять тыс. экземпляров, что было невероятным для фабричной многотиражки, а штат редакции насчитывал около двух десятков человек. Ряд известных в городе журналистов начинали в этой газете. В ней работал и известный писатель Михаил Веллер.
Ещё об интересных фактах: на базе одной из фабрик концерна, а именно на “Пролетарской победе 2”, в 1987 году и было организованное совместное предприятие с Salamander — "Ленвест". Оно начало выпускать ультрамодную, красивую и удобную обувь. Обувь, за которой стояли безумные очереди по всему бывшему СССР. Практически как за первыми “скороходами”.
В 1990-х годах фабрика "Скороход", как и большинство предприятий страны, оказалась в сложной экономической ситуации. В 1998 году была организована фабрика детской обуви "Скороход", и она в 2005 году даже вошла в реестр "500 преуспевающих компаний России". Но в 2022 году фабрика обанкротилась. А территория бывшей обувной фабрики "Скороход" у Московских ворот площадью 3,3 га пройдёт через редевелопмент.
В течение следующих 5 лет она будет преобразована в пешеходный городской квартал. Согласно представленной концепции, под современное использование будет переоборудовано более 50 тыс. м2 зданий, где расположатся магазины, офисы и апартаменты.