Лицензирование блогеров, ведущих образовательную деятельность, не избавит сеть от "инфоцыган", но может сделать рынок прозрачнее.
К внесению в Госдуму готовится пакет законопроектов, предусматривающих получение лицензии на образовательную деятельность для блогеров. Если у инфлюенсеров не будет нужных документов, они не смогут продавать курсы и тренинги. Как выяснили "Известия", поправки в закон "Об образовании" подготовили вице–спикер Госдумы Пётр Толстой, первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и рабочая группа по совершенствованию законодательства в блогосфере.
Закон не панацея
В пояснительной записке к документам, представленной участникам заседания рабочей группы, отмечается, что рынок информационных и образовательных услуг, в том числе с использованием интернета, — один из наиболее перспективных. "В 2022 году общий доход только онлайн–школ достиг 95 млрд рублей. В I квартале 2023–го выручка в сегменте составила 46,7 млрд, а по итогам года оборот онлайн–школ вырос на 30% год к году и достиг 123 млрд рублей", — цитируют "Известия".
Также уточняется, что самые популярные ниши — обучение новым профессиям (7,8 млрд рублей), курсы по здоровью (4,1 млрд), предпринимательству (4,6 млрд), психологии (3,7 млрд), эзотерике (3,4 млрд), финансовой грамотности (1,9 млрд), фитнесу (1,4 млрд) и отношениям (896 млн рублей).
“
"В Госдуме уже находится апрельский законопроект №349009–8, который приравнивает деятельность инфобизнесменов к просветительской деятельности и устанавливает необходимость согласования с государством программы курса или мастер–классов. Этот подход наиболее сбалансированный, так как не требует соблюдения сложных и не всегда обоснованных для онлайн–обучения требований лицензий. При этом проверка госорганами программы курса уже обеспечивает определённый контроль за его качеством, что положительно должно сказаться на рынке таких услуг. Однако этот законопроект с апреля так и не сдвинулся с этапа первого чтения и весь июнь–июль его рассмотрение переносится", — обращает внимание руководитель практики "Цифровая экономика" юридической компании GMT Legal Денис Поляков.
По его словам, возможен вариант, при котором разрабатывается параллельно и иной законопроект, в котором меняется само понятие образовательной деятельности, чтобы распространить его на деятельность инфобизнесменов.
"Привязка к реализации образовательных программ исключает достаточно большой пласт информационных продуктов из–под лицензируемой деятельности при условии корректного позиционирования информационного продукта на рынке. Уже сейчас у блогеров и инфобизнесменов есть возможность получения лицензии на образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий, электронное обучение", — говорит юрист.
Тем не менее пока электронное обучение фактически освобождено от серьёзных требований, характерных для иных форм. Внесение большей конкретики в регулирование деятельности инфобизнеса, по мнению Полякова, позволит несколько оздоровить индустрию, однако панацеей не станет. Недобросовестные представители инфобизнеса смогут согласовать формально подходящие под требования государства программы, но вести в дальнейшем те, которые считают нужными, — по крайней мере до ближайшей проверки.
Новые навыки
По данным сервиса "Работа.ру", ещё в июне 2022 года почти каждый пятый россиянин покупал обучение у блогеров. Причём 12% опрошенных делали это неоднократно. Самыми популярными курсами от инфлюенсеров были марафоны по получению онлайн–профессий — их приобретали 30% опрошенных. Ещё 27% респондентов покупали курсы повышения квалификации по своей профессии, 21% обучались у лидеров мнений инвестициям. 17% опрошенных приобретали курсы по психологии, 15% — по здоровому образу жизни, 13% — по продвижению своего дела, а 12% — по похудению. За прошедшие 2 года эти показатели, скорее всего, выросли.
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты считают, что введение лицензий — хорошая практика. Но закон будет работать эффективно только при грамотном, понятном и прозрачно отстроенном процессе их выдачи.
“
"Если для получения сертификатов и лицензий нужно заплатить условную пошлину, дополнительно ничего не предоставляя, это сократит рентабельность любого проекта, но нисколько его не пресечёт. Если же будет предусмотрена специальная процедура аккредитации, то это может повлиять на рынок достаточно благоприятно. Если процесс будет требовать доказательства экспертности блогера, количество некачественных инфопродуктов сократится", — комментирует соучредитель агентства Mygribs Максим Болонкин.
Собеседники "Делового Петербурга" предполагают, что закон защитит права потребителей и привлечёт внимание к проблеме качества образования. При этом спрос на онлайн–образование сохранится, предполагают эксперты, но аккредитованные и лицензированные онлайн–школы будут меньше конкурировать с некачественными инфопродуктами.
Сейчас появляются новые сферы знаний — например, искусственный интеллект и нейросети. У бизнеса растёт спрос на специалистов, которые умеют с ними работать, считает PR–директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов. Чтобы такие сотрудники появились на рынке, они должны получить новые знания и навыки. Таких новых сфер знаний цифровая экономика создаёт достаточно много. Так что будет сохраняться и спрос на образование.
Нечестная игра
А вот на так называемых "инфоцыганах" (блогерах, продающих курсы и тренинги, не несущие реальной ценности) поправки к закону могут не отразиться вообще.
“
"Они работают вне юридического поля, используя условные переводы на карту и другие методы. Рынок будет сложно зарегулировать полностью. Важно понять, что считается образовательной деятельностью. Если человек похудел на 30 килограммов и делится личным опытом без псевдонаучных утверждений, нужно ли ему получать лицензию?" — рассуждает СЕО агентства "Палиндром" Родион Скрябин.
Продюсер медийных спецпроектов icontext Карина Стома считает, что с введением дополнительного регулирования "инфоцыган" всё же должно стать меньше. А у блогеров, работающих по закону, заработок, скорее всего, сократится.
"Отсюда нас может ожидать рост цен на рекламу и интеграции. Другой вариант исхода событий — появление новых брендов и продуктов собственного производства как альтернативной деятельности. И конечно, получение лицензий крупными образовательными проектами под патронатом блогеров, если предлагаемые образовательные продукты будут действительно качественными. Также не исключено, что рынок блогерского обучения останется, но станет более завуалированным и приобретёт новые черты. Школы, университеты, академии и прочие ключевые слова, которые могут цеплять потенциальных покупателей, изменятся на другие — вебинары, встречи, обмен опытом", — предполагает Карина Стома.
Андрей Шаромов надеется, что инициатива депутатов станет началом конца эпохи "королей инфобизнеса". "Они играют на струнах души потребителя, который верит в чудо, в волшебный однодневный курс по инвестициям, который сразу обеспечит доход в 300% от игры на бирже или создания стартапа. Вера в чудо — это понятная, изученная академической наукой часть российского менталитета. И не только российского. Но нельзя же давать мошенникам вольницу, чтобы они могли цинично и бесчеловечно на этом генерировать свой денежный поток. Лицензирование не панацея, но важный шаг в правильном направлении", — подчёркивает собеседник "Делового Петербурга".