Кикшеринг рискует потерять инвесторов после ужесточения правил в Петербурге

Автор фото: Михаил Тихонов

После запрета на парковку электросамокатов в четырёх центральных районах Петербурга с 1 августа кикшеринги могут столкнуться с трудностями в поиске инвестиций

На сегодняшний день в Петербурге работают три основных игрока рынка кикшеринга: Whoosh, "МТС Юрент" и "Яндекс".
Судя по косвенным данным, на улицах города перемещаются около 50 тыс. самокатов. По итогам профилактических рейдов полиции в мае–июне их было арестовано около 11 тыс. Операторы отмечали, что это 25% от общего количества.

Накануне коллапса

Недовольство сервисами кикшеринга органы власти демонстрируют не первый год. В 2021 году, например, по требованию СК РФ на непродолжительное время прекращалась работа кикшеринга в Центральном районе, она возобновилась уже на условиях соглашения с комитетом по транспорту. Количество средств индивидуальной мобильности (СИМ) на улицах за это время выросло примерно в 2 раза.
С 1 мая 2024–го чиновники усилили мониторинг за соблюдением правил эксплуатации электросамокатов. Как сообщалось ранее, его осуществляют пешие сотрудники комитета. И ежедневно фиксировали нарушения: езда на электросамокате вдвоём, пересечение проезжей части по пешеходному переходу без спешивания, парковка, создающая неудобства для пешеходов.
Кроме того, соблюдение правил эксплуатации СИМ стали отслеживаться с помощью камер наружного наблюдения системы "Безопасный город". За 3 месяца зафиксировано свыше 21 тыс. нарушений, информация о которых была направлена в кикшеринговые компании.
Но при всём этом запрет, анонсированный с 1 августа, станет самой жёсткой мерой в отношении сервисов. По сути, перемещение на СИМ не запрещается, однако создаются условия, при которых парковать самокаты в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах станет невозможно. Доля выручки от этих районов составляла 30–40%, отмечали сервисы кикшеринга.
На границах районов должны будут появиться 40 оборудованных парковок. Предполагается, что затраты на их организацию должны взять на себя операторы. И они уже заявили, что "прорабатывается возможность участия в софинансировании создания на территории города необходимой для СИМ транспортной инфраструктуры".
Таким образом, если участники рынка найдут механизм инвестирования (как минимум это затраты на разметку) и определят пропорции своего участия, то, вероятнее всего, самокаты смогут вернуться в центральные районы города. Пока же, что очевидно, весь ставший ненужным флот СИМ будет перемещён в другие районы города. Возникнет ли и в них коллапс с парковками и нарушениями, предсказать трудно.
Кроме того, запрет может коснуться сервисов доставки еды — курьеры нередко используют именно самокаты и электровелосипеды. Хотя на них ограничение с большей степенью вероятности распространено не будет, так как город запретил парковку так называемых прокатных, то есть арендуемых СИМ.

Разные стратегии

На сегодня на трёх основных операторов в РФ приходится более 97% рынка. В 2020 году в Петербурге появились местные сервисы — Molnia и Red Wheels, но им пришлось закрыться в прошлом году. Из данных годового отчёта Whoosh следует, что ёмкость рынка по итогам 2023 года превысила 22,3 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2022–м.
Из трёх основных операторов — "МТС Юрент", "Яндекс" и Whoosh — первые два привлекают инвестиции от своих материнских компаний. Whoosh через IPO на Мосбирже в декабре 2022 года привлёк 2,1 млрд рублей — в 2 раза меньше, чем планировал. Также его операционная компания "ВУШ" дважды размещала облигации, в 2022 (по ставке купона 13,5% годовых) и 2023 (11,8%) годах. Объём привлечённых инвестиций составил 7,5 млрд рублей.
"Кикшеринги МТС и “Яндекса” являются составляющими экосистем своих компаний, которые представлены на бирже. При этом “Яндекс GO” — по сути отдельная экосистема внутри другой экосистемы, включающей такси, самокаты, доставку и другие сервисы, — рассуждает аналитик “Цифра брокер” Полина Щукина. — Отсутствие ценных бумаг данных структур на бирже может быть обусловлено различными стратегическими решениями их руководства. Такими, как предпочтение сохранения контроля над активами, выбор других способов привлечения капитала, например через венчурные инвестиции или использование внутренних ресурсов".

Всё только начинается

"Подобные запреты влияют в первую очередь на рыночную стоимость акций, на долговые бумаги влияние минимальное. Это заметно на динамике акций Whoosh, которые на основной сессии 29 июля, в день объявления, обвалились на 6%, тогда как рынок просел на 2,8%", — говорит аналитик ФГ "Финам" Игнат Иванов.
"Инвесторы могут начать рассматривать кикшеринг как более рискованную отрасль для вложений, особенно если будут возникать дополнительные ограничения в других городах, — считает Полина Щукина. — Столкнувшись с проблемами, небольшие игроки могут уйти с рынка, что откроет возможности для крупных операторов для консолидации и увеличения своей доли".
"При инвестициях в Whoosh как лидера относительно нового рынка кикшеринга нужно понимать, что регулирование началось с задержкой — примерно год назад — и ещё не закончилось. Неопределённость в регуляторных требованиях к рынку — существенный риск, который и начал реализовываться, — резюмирует Игнат Иванов. — Текущие ограничения — это только начало, запретительная практика распространится и на другие города. Поток инвестиций в кикшеринговые компании не прекратится, однако теперь инвесторы будут более серьёзно оценивать риски, связанные с такими вложениями".