За многообразием вариантов оплаты проезда в Петербурге кроется борьба за пассажира
Пользователям общественного транспорта Петербурга можно позавидовать в выборе способа оплаты проезда.
Или наоборот. Помимо разнообразия проездных билетов, в том числе и разовых, есть немало вариантов оплаты картами.
Тут и транспортный "Подорожник", и "Единая карта петербуржца" (ЕКП), и карты платёжной системы "Мир", и любая другая банковская карта в целом. При этом тариф у каждого варианта свой. И среди них немудрено запутаться.
Так, например, в наземном транспорте проезд по "Подорожнику" обойдётся в 44 рубля, по ЕКП — в 42 рубля, по банковскому приложению ЕКП, эмулированному на мобильное устройство, — в 40 рублей, по физической карте системы "Мир" и по ней же через мобильный телефон — в 44 рубля. При этом в метрополитене скидки по "Миру" нет, а по ЕКП есть, но без деления на физическую и виртуальную.
“
"Создано широкое билетное меню для оплаты проезда в общественном транспорте, а также расширенный перечень способов оплаты. Это направлено на создание наибольшего удобства для граждан, поэтому в городе обеспечены возможности оплаты проезда всеми существующими способами с учётом развития современных безналичных вариантов оплаты проезда", — прокомментировали "ДП" в ГКУ "Организатор перевозок", отметив, что в настоящее время пилотируется и тестируется оплата посредством системы быстрых платежей и мобильного приложения.
В теории это называется "развитое тарифное меню", такое много где есть и вообще это правильно, считает эксперт транспортного развития территорий ООО "Лабград" Илья Резников.
История с тем, что банковской картой, или электронным кошельком, или проездным платить дешевле, чем налом, — вообще крайне распространена, в том числе и в городах России. Тут основная цель — повышение прозрачности оплаты проезда, уход от серых схем.
Кто компенсирует разницу в тарифах на перевозки пассажиров
"То, что мы видим в Петербурге, логике пассажира поддаётся мало. Чьи интересы при этом оказываются на первом плане — не могу уверенно сказать. Вероятно, действительно каких–то банков, причём разных. Там уж кто как договорится с городом. И можно только гадать, на каких условиях. Хотя пассажир тоже по результату может выбирать, как сэкономить, что неплохо", — говорит эксперт.
Один из собеседников "ДП" в Смольном поясняет, что оплата банковскими картами продвигается банками–эквайерами и платёжной системой "Мир". А скидка стоимости разового проезда при оплате банковской картой оплачивается только ПС "Мир".
"И это действительно попытка банков и ПС “Мир” привлечь дополнительный оборот денежных средств пассажиров — пользователей их карт. В Петербурге в год совершается 1,5 млрд поездок с оборотом 80 млрд рублей. И значимая часть этого оборота проходит мимо них. Поэтому они пытаются мотивировать пассажиров", — говорит собеседник "ДП" в Смольном.
В пресс–службе ЕКП пояснили "ДП", что тарифы, размеры скидки и её инициатор зависят от вида транспорта. Например, разницу 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) оплачивает город. В наземном транспорте стандартный тариф — 65 рублей. Тариф по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при оплате смартфоном с эмулированной ЕКП.
Разницу субсидируют и город, и АО "НСПК" (оператор платёжной системы "Мир").
Как долго ещё будут предоставляться эти скидки, никто не скажет. Наверное, когда стороны не смогут договориться или когда сменится команда городских управленцев и опять же не получится договориться. До конца 2024–го тариф при оплате наземного транспорта и метрополитена не изменится, заверили в ЕКП. Тарифы на 2025 год и решение о субсидировании будут приняты в конце декабря 2024 года.
Напомним: с 2023 года по ЕКП поездка в метро лишь на 2 рубля дешевле, чем по "Подорожнику", против 10–рублёвой разницы в 2022–м.
Как писал "ДП", отмена больших скидок по ЕКП была прогнозируема: многообразие тарифной линейки в зависимости от инструмента платежа рано или поздно могло привести к росту субсидий перевозчикам из городского бюджета. Выравниванием тарифов удаётся избежать конфликта между проектом "Подорожник" (который находится в ведении администрации города) и ЕКП — детищем ЦБ РФ (единственный акционер АО "НСПК").
По словам собеседника издания в транспортном блоке Смольного, приоритеты города — в оплате разового и многоразового проезда с использованием "Подорожника" в физическом и виртуальном формате прежде всего с предоплатой поездок. Этот приоритет поддерживается городом предоставлением самых низких тарифов.
Когда появится приложение для "Подорожника"
В привычном пользователям виртуальном формате — мобильном приложении, "Подорожника" пока ещё нет. Хотя всерьёз о необходимости заняться переходом к онлайн–технологиям оплаты проезда говорят уже давно.
Ситуация должна была измениться с приходом транспортной реформы, к которой Смольный заказывал создание современной Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Но сроки сдачи системы неоднократно срывались, что в итоге привело чиновников и разработчика, ООО "НТЦ “Измеритель”" (входит в ООО "Штрих Групп"), в суд. В итоге чиновники решили дорабатывать существующие системы, а не создавать новые.
В конце 2022 года ГКУ "Организатор перевозок" подвело итоги аукциона на усовершенствование системы электронного контроля оплаты проезда в транспорте (СЭКОП). Именно в рамках этого контракта и должны появиться виртуальные проездные билеты. Контракт был заключён с ПАО "Ростелеком". В рамках него необходимо разработать мобильное приложение, с помощью которого можно создать виртуальный "Подорожник", купить проездной и оплатить проезд с помощью мобильного телефона. В перспективе планируется подключить остальные типы проездных билетов, включая льготные.
В пресс–службе "Ростелекома" изданию сообщили, что разработка мобильного приложения и специализированного программного обеспечения, предоставляющего возможность виртуализации транспортной карты, её жизненного цикла, была завершена в 2023 году. В течение нескольких месяцев данная технология проходила закрытое тестирование на транспортных средствах ГУП "Пассажиравтотранс".
"Программное обеспечение работает посредством протоколов, поддержка которых должна быть обеспечена со стороны оборудования контроля оплаты проезда, установленного на транспортных средствах организаций–перевозчиков и турникетах метрополитена. В настоящее время на оборудовании различных вендоров поддержаны протоколы и обеспечена возможность приёма в оплату виртуальных проездных билетов. СПб ГКУ “Организатор перевозок” проводится перекрёстное тестирование и подконтрольная опытная эксплуатация технологии в рамках фокус–группы", — прокомментировали в "Ростелекоме".
При этом собеседник издания, близкий к комитету по транспорту, сообщил, что контракт исполняется с большими просрочками по этапам.
“
"Этап сдачи первой функциональности мобильного приложения для пассажира с виртуальным носителем билетов СПб должен был завершиться к 1 марта по наземному транспорту и к 1 апреля по метро. Но пока успешных заявлений не видим. На словах слышу, что теперь ориентиром окончания этих работ является конец 2024 года", — говорит он.
Согласно заключению по одному из перекрёстных тестирований (имеется в распоряжении редакции), проводимых в июле, оборудование требует доработки.
В пресс–службе "Организатора перевозок" заверили, что запуск опытной эксплуатации мобильного приложения пассажирами и оплаты им проезда в общественном транспорте планируется до конца текущего года.
Примеров реализации виртуальных носителей для развитой тарифно–билетной системы не много в России.
"В большинстве случаев оптимизм первопроходцев наталкивается на пессимизм на местах. Не думаю, что основным фактором, повлиявшим на сроки, стала база данных СЭКОПа. Думаю, что фактор текущего уровня компетентности и опыта разработчиков сильнее влияет. Ведь ни у “Ростелекома”, ни у его подрядчика (СТЭК) нет успешных примеров таких реализаций в других регионах", — отмечает собеседник издания.
В "Ростелекоме" подтверждают, что данный проект — первый их опыт в виртуализации носителей для тарифно–билетной системы. При этом у компании есть успешный опыт виртуализации носителей в другой сфере — в мобильном приложении для застройщиков, УК и владельцев жилья "Ростелеком Ключ". Если говорить про петербургский контракт, то одним из ключевых требований, предъявляемых к разработке, являлось обеспечение оплаты проезда при отсутствии связи для мобильных устройств, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты (NFC), и возможность оплаты иными мобильными устройствами с применением технологии QR–кодов.
"Мобильное устройство, канал передачи данных находятся на стороне пассажира, а оборудование оплаты проезда, его специальное программное обеспечение — в зоне ответственности организаций–перевозчиков. Данные технологические особенности потребовали глубокой и детальной проработки алгоритмов, позволяющих сделать процесс оплаты максимально удобным и быстрым для пассажира и обеспечить гарантированный приём оплаты проезда со стороны системы. Это достигается за счёт обработки данных на стороне как мобильного приложения, так и бортового оборудования", — добавили в "Ростелекоме".
Оплата проезда без валидатора
К слову, о бортовом оборудовании. Его модернизация или замена лежит на плечах перевозчиков. И петербургским компаниям приходится регулярно изыскивать средства (десятки миллионов рублей) на подобные апгрейды, хотя логичным кажется решить вопрос более радикально.
Так, например, в Твери с 2022 года есть возможность оплаты проезда в общественном транспорте без необходимости "что–то к чему–то прикладывать". Такой вариант работает благодаря геолокации и Bluetooth, валидаторы не нужны вовсе. Датчик в транспортном средстве передаёт сигнал в мобильное приложение пассажира. Приложение определяет транспортное средство, маршрут, местоположение, стоимость проезда. Пассажиру нужно просто войти в транспорт, открыть приложение и подтвердить оплату.
Об этой технологии, известной как OpenLoop, на недавней сессии по цифровизации транспорта, прошедшей в Первом троллейбусном парке Петербурга, рассказывал замглавы Минтранса Дмитрий Баканов. Система может даже отслеживать передвижения пассажира в течение дня, рассчитывать тариф и в конце дня списывать плату. Чиновник отметил, что в последнее время с геолокацией есть очевидные проблемы, поскольку навигацию глушат и это осложняет внедрение и тестирование системы. Однако эксперимент идёт в нескольких городах, в частности в Твери и Ярославле.
В 2024 году, по его словам, ожидается присоединение и Петербурга. Предполагается, что тестирование системы начнётся осенью в "Пассажиравтотрансе". А пока же петербуржцам доступен лишь такой сервис, как личный кабинет пассажира. С помощью его можно удалённо класть деньги на "Подорожник" и отслеживать свою историю поездок. При этом активировать отложенное пополнение карты по–прежнему нужно.