Разложили по полочкам: в России стали чаще покупать в нишевых интернет–магазинах

Автор фото: vostock-photo.com

Эксперты прогнозируют, что маркетплейсы будут постепенно уступать свои позиции собственным сайтам брендов.

С начала 2024 года в России выросло количество собственных интернет–магазинов брендов, особенно небольших. Как подсчитали аналитики "ЮKassa", за полгода их стало на 38% больше, а обороты выросли на 73%.

Гарантия качества

С января по июнь 2024 года оборот подключённых к "ЮKassa" интернет–площадок вырос на 7% по сравнению со вторым полугодием 2023 года. Оплат стало на 8% больше, но число плательщиков снизилось на 11% год к году. При этом средний чек не изменился и составил 1287 рублей.
Игроки рынка отмечают, что маркетплейсы остаются лидерами рынка, но растут медленнее, чем раньше. Зато всё активнее развиваются интернет–магазины отдельных брендов. С их помощью бизнес снижает свою зависимость от маркетплейсов, которые по многим категориям товаров стали обладать статусом монополиста, отмечает руководитель коммуникационного агентства PGR Agency Анастасия Бастрыкина.
Когда продавцы выставляют товары на маркетплейсы, они платят комиссию сервису. Кроме того, площадки могут в любой момент поменять правила и условия использования, что создаёт неудобства. Параллельно с этим многие покупатели стали предпочитать индивидуальный подход и уникальность.
"Сегодня создание интернет–магазина доступно почти каждому, что открывает новые возможности для малого бизнеса. Для пользователя это гарантия качества, подтверждение оригинальности товара, сопричастность к ценностям бренда и, конечно же, сервисная история — возможность получить от бренда больше, чем просто единицу товара", — объясняет руководитель e–commerce направления ERSTA Инна Бабич.
Это отчасти подтверждается аналитикой Calltouch. Она показывает, что 70% покупателей недовольны работой маркетплейсов. 25,7% россиян жаловались на повышение цен, 21,6% — на продажу подделок, 17,6% — на некачественные товары. Около 11% опрошенных в последнее время стали внимательнее относиться к продавцам и предпочитают покупать только "у официалов".
В первую очередь это касается специализированных нишевых товаров, например профессиональной аудиотехники. Также 10% респондентов стали интересоваться нишевыми маркетплейсами, например "Все Инструменты.ру", Oozor и другими.
"В июне 2024 года мы провели опрос по теме отношения россиян к покупкам в интернете. Результаты показали, что требования покупателей выросли. Например, большинство опрошенных хотят ускорить процесс покупок. Делать возврат или обмен товара мгновенно хотели бы 52%, а в разы быстрее получать доставку — 37%", — рассказывает руководитель направления клиентского опыта в Calltouch Павел Мрыкин.
Автор: Михаил Тихонов

Диалог с покупателем

В 2022–2023 годах доля заказов Wildberries и Ozon превышала 80% от всего объёма онлайн–торговли. В 2021 году это значение составляло около 50%. Заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова прогнозирует, что взрывного роста продаж на маркетплейсах в ближайшем будущем не будет.
Digital–стратег маркетингового агентства Demis Group Елена Королёва согласна, что маркетплейсы перестали быть чем–то особенным для аудитории. Интерес снижается из–за платных отказов, переносов доставки и испорченных вещей.
Генеральный директор RetailCRM Дмитрий Бороздин отмечает, что преимущества маркетплейсов, с одной стороны, очевидны: они обеспечивают бесшовный покупательский опыт. Это быстрая оплата, лёгкий возврат товара и денег, высокая доступность пунктов выдачи заказов.
Однако продавцы тоже хотят контактировать с покупателями напрямую. Маркетплейсы не дают селлерам доступ к покупательским данным, что ограничивает повторные продажи и развитие клиентского сервиса. Поэтому собственный интернет–магазин становится более востребованным каналом. Растёт и спрос на системы управления торговлей.
К примеру, совокупная выручка брендов, обрабатывающих заказы через RetailCRM, за год выросла на 50,3%,
"Эта тенденция продолжится в ближайшие годы, и мы будем ещё долго видеть растущий тренд. Те, кто раньше торговал только через маркетплейс (по данным опроса, который мы проводили в начале 2024 года, таких 25%), будут диверсифицировать каналы продаж и открывать интернет–магазины", — прогнозирует Дмитрий Бороздин.
Пока, впрочем, дела у маркеплейсов идут неплохо. Как рассказали "ДП" в пресс–службе Wildberries, за последние полгода в Петербурге их обороты выросли на 43%, а селлеров стало на 37% больше.

Деньги потом

Ещё один тренд, который заметили в "ЮKassa", — повышенный интерес покупателей к альтернативным методам оплаты. За полгода оборот платежей по банковским картами стал на 18% меньше, их доля в обороте составляет 56%. Чаще стали использовать оплату через систему быстрых платежей по QR–коду.
"Оплата по СБП уже достигает от 20 до 30%. До сих пор не все сервисы принимают оплату банковскими картами, срок которых в пластике истёк, но был продлён банками. Такая ситуация наблюдается у ряда очень крупных поставщиков услуг и агрегаторов. Ввиду этого комфортнее оказывается проводить оплату в том числе через СБП и “Mир Pay”", — отмечает руководитель программы "Электронный бизнес и цифровые инновации" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров.
В электронной торговле также распространяются BNPL–сервисы, позволяющие купить товар или услугу сейчас, а заплатить за неё потом. Такие решения позволяют разделить стоимость покупки на несколько частей и выплачивать их постепенно без комиссии.
"В России, где доля e–commerce одна из самых высоких в мире, это популярный способ расчёта, который позволяет пользователю комфортно управлять бюджетом. BNPL активно применяет та часть населения, которая позитивно воспринимает новые технологии в целом и делает их частью повседневной жизни", — рассказал "ДП" директор департамента по развитию бизнеса "Т1 Иннотех" Андрей Гулидин.
Эксперт предполагает, что скоро такая функциональность может появиться по умолчанию во всех популярных конструкторах российских сайтов. В этом случае произойдёт взрывной рост представления BNPL в онлайн–сегменте.
Высока вероятность, что в e–commerce BNPL может вытеснить традиционные формы кредитных продуктов.

Руками не потрогать

Не стоит забывать, что электронная торговля отнюдь не ограничивается продажей потребительских товаров. Один из лидеров рынка e–commerce — туризм. За полгода оборот турагентств вырос на 53%, количество оплат — на 17%, подсчитали в "ЮKassa". Число покупателей при этом снизилось на 5%, а средний чек увеличился почти на треть, составив 4772 рубля. Оборот гостиниц вырос на 87%, оплат стало на 52% больше.
Коммуникационный директор маркетингового агентства Demis Group Анна Махмутова объясняет, что в сфере туризма не наблюдается стагнации. Офлайн–операторы уходят на второй план. Люди могут искать туры и билеты, бронировать отели и арендовать автомобили по всему миру онлайн, сравнивая цены и выбирая подходящий для себя вариант в любое удобное время.
Также пользователи могут подключать подписки и получать уведомления о снижении цены или новых предложениях.
Помимо туризма популярными покупками в Сети остаются образовательные услуги, продукты питания и готовая еда.
"Одной из наиболее быстроразвивающихся сфер в e–commerce остаётся общепит — спрос покупателей на доставку готовых блюд только увеличивается. В среднем в нашей компании ежегодно доставка увеличивается на 30%, пропорционально растёт и количество оплат", — добавляет лидер направления e–commerce сети ресторанов MYBOX Николай Кочмарский.