Введение санкций не могло не сказаться на состоянии целлюлозно–бумажной промышленности Карелии. Уже 2 года предприятия живут в условиях новой реальности. Что удалось сделать за это время?
Целлюлозно–бумажная промышленность для Карелии — одна из "возрастных" отраслей. Кондопожский ЦБК, например, в этом году отмечает 95–летие. Сегежскому ЦБК — 85 лет. Это два крупнейших предприятия.
Со дна — на дно?
Ещё в доковидные времена у предприятий бывали не лучшие времена. ОАО "Кондопога", например, уходило в банкротство. Выкарабкивались долго и трудно.
Инвесторы вкладывались миллиардами. В 2020 году целлюлозно–бумажные изделия на экспорт принесли Карелии $269,8 млн. В 2021–м, по данным Карелиястата, уже $372,2 млн. Больше давали только экспортная древесина и изделия из неё.
Покупали карельскую бумагу, картон, бумажные мешки, целлюлозу на Западе активно. Кондопожский ЦБК вошёл в 2020 году в топ промпредприятий Карелии — по версии "ДП".
Segezha Group до введения санкций планировала строить в Карелии новое предприятие — ЦБК "Сегежа Запад". На каких покупателей новые мощности были ориентированы, понятно из названия.
Но когда внешнеполитическая ситуация изменилась максимально резко, стало ясно: стабильность будущего — мнимая. Сегежский ЦБК был держателем крупного долга заводов по выпуску бумажной упаковки в Турции и Европе. Эти предприятия продали. Вместе с долгами.
Новый вектор что у лесной промышленности, что у бумажной был один: Восток. И бумажные флагманы карельской экономики начали не быстрый и местами мучительный поворот.
Упаковка вместо газеты
Поворот этот состоял из множества движений, часть которых была не видна снаружи. Но некоторые такие движения заметили в каждом офисе республики. Когда из–за санкционных проблем стала исчезать из принтеров бумага, ей на смену довольно быстро пришла тогда ещё диковинная экобумага Ekkö от ЦБК в Кондопоге. Она была непривычного кремового цвета, пахла деревом, но её "брала" офисная техника.
Кажется — это мелочь. Но мелочь показательная: ЦБК в Карелии знают множество способов выкрутиться и подстроиться.
"Считаю, что к периоду санкций мы подошли достаточно закалёнными, — сообщил “ДП” Юрий Айвазов, генеральный директор ГК “Карелия Палп” (группа компаний лесопромышленного сектора России, в которую входит Кондопожский ЦБК. — Ред). — Ведь российским производителям всегда приходилось делать больше, чем зарубежным, для выхода на мировые рынки. Главным результатом на сегодня считаю сохранение доли экспорта в структуре поставок, она составляет 86–88%. Да, карта поставок существенным образом сузилась, но мы сфокусировались на рынках стран Азии и Ближнего Востока, в первую очередь на Китае, Индии, Иране, Пакистане, Турции".
Объём производства бумажной продукции в прошлом году составил 660 тыс. тонн. На предприятии отмечают — это всего на 2,5 процентного пункта меньше, чем в допандемийный 2019–й.
Основным видом продукции долгие годы для Кондопоги была газетная бумага. Но всему приходит если не конец, то альтернатива. Особенно сейчас и особенно — на производстве. "Процесс адаптации к рыночным изменениям у нас начался ещё в 2019 году с выпуска упаковочных бумаг в легкограммажном исполнении, и сейчас 30% объёма производимой продукции составляет бумага упаковочная, а точнее сказать, бумага для производства упаковочного гофрокартона, особенно востребованная в период активного роста деятельности маркетплейсов. Производство офисной бумаги А4 мы также развиваем. Ekkö нашла своего покупателя на внутреннем рынке", — отметил Юрий Айвазов.
Будущее видят на комбинате в расширении продуктовой линейки. Но для того чтобы запустить обновление, нужны деньги: "В ближайшие годы планируем направить на реализацию инвестиционных мероприятий до 5 млрд рублей, но это возможно при условии снижения стоимости заимствования на финансовом рынке".
С этим, впрочем, пока проблемы.
Минус активы, минус запчасти
На Сегежском ЦБК, который является единственным в России производителем небелёной мешочной высокопористой бумаги повышенной прочности, соглашаются с коллегами: переориентирование рынков сбыта и выстраивание новых логистических цепочек — это, пожалуй, самый большой вызов: "И в 2022–м, и в 2023 году Сегежский ЦБК продолжал укреплять позиции на внутреннем и внешних рынках. Действовали результативно, несмотря на санкции и вынужденную продажу своих европейских активов по производству упаковки, что сказалось на объёмах бумаги, направляемой ранее в Европу".
Как и другие карельские предприятия, Сегежа повернулась к Китаю. "В 2023 году в периметре группы была создана новая экспортно–импортная компания в Циндао. Укреплены контакты со всеми основными клиентами в Китае, — сообщают на комбинате. — Индикаций, что спрос снизится, не получено".
Сегежский ЦБК начал выгодно "дружить" и с другими странами. "Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия, Корея, страны Латинской Америки, страны СНГ. Холдинг активно контактировал с деловыми кругами Индии и стран Африки. По этим развивающимся направлениям тоже осуществлялись поставки. Международные отношения выстраивались при поддержке Российского экспортного центра и Центра по внешней торговле при Минпромторге", — отметили в компании.
Но наладить связи на нынешний момент — половина дела. Когда–то и европейские рынки казались вечными, и импортные запчасти — легко получаемыми. А теперь процесс получения деталей затруднён. Этого на предприятии и не скрывают. Вставшая машина — это беда. А чем детали старше, тем риски выше.
Собственный проектный институт холдинга стал проводить 3D–сканирование и реинжиниринг узлов и деталей для бумажного производства Сегежского ЦБК, рассказали о найденном варианте на производстве. "Проектировщики помогают основному производству компании импортозаместить запчасти и узлы европейского оборудования. Создаются точные копии более чем на 40 групп элементов трёх бумагоделательных машин и подготовлена конструкторская документация на важные элементы многотопливного котла, работающего на кородревесных отходах".
В том, что за пополнением линейки продукции будущее, на Сегежском ЦБК тоже не сомневаются. "С 2023 года на БДМ–9 комбината возобновилось производство крафт–лайнера. Компания оперативно отреагировала на повышенный спрос на упаковочные материалы в стране. В России наблюдается рост производства картона, который используется для изготовления упаковки и тары. Спрос на бумагу и картон продолжает расти", — отмечают на комбинате.
Наученные виражами политики и экономики, карельские производственники оптимизм сдерживают. Будущее меняется слишком быстро для того, чтобы строить планы вдолгую. Главное для многих сейчас, пожалуй, — держаться. Иногда это самая результативная стратегия для бумажного флагмана.