Окружной суд США по округу Колумбия 5 августа признал компанию Google (входит в Alphabet) монополистом на рынке интернет–поиска. Претензии федеральных властей США к поисковому гиганту сводятся не столько к его лидерству в отрасли, сколько к методам, на которых оно держится. Google заключает многомиллиардные контракты на установку своей поисковой системы по умолчанию с Apple, Samsung и другими производителями смартфонов. В итоге рынок фактически оказывается закрыт для конкурентов корпорации, а другие компании лишены стимула разрабатывать собственные поисковики.
Google уже заявил, что обжалует решение суда. Спектр последствий для компании в случае окончательного поражения в ходе тяжбы довольно широкий. Как минимум ей придётся отказаться от требований по установке своей поисковой системы по умолчанию. В крайнем случае суд может потребовать раздела бизнеса корпорации Alphabet, которая также занимается разработкой мобильной ОС Android и браузера Google Chrome.
Главным бенефициаром поражения Google может оказаться Microsoft, который получит возможность продвинуть свой поисковик Bing. По данным Statсounter, на конец июля у Bing было 3,88% поискового рынка против почти 92% у Google. Как сообщает Wall Street Journal, в 2022 году Microsoft предлагал Apple получать 100% рекламных доходов от поисковика Bing за установку его по умолчанию на "яблочных" устройствах, однако соглашение с Google всё равно было выгоднее для купертиновцев. В 2022 году Google заплатил Apple $20 млрд за сохранение своего поисковика по умолчанию на iOS и macOS.
Примечательно, что в последний раз претензии подобного масштаба власти США предъявляли как раз Microsoft. В 2000 году разработчика Windows обвинили в злоупотреблении положением на рынке ОС в целях захвата отрасли веб–браузеров. Минюст США настаивал, что глубокая интеграция Internet Explorer в систему навязывает браузер потребителям и ограничивает конкуренцию. В итоге суд даже постановил разделить корпорацию, однако решение было обжаловано и отменено.
Но конкуренции среди браузеров помогли не судебные разбирательства. Когда пользователям предложили более быстрый, удобный и безопасный продукт — Google Chrome, — они стали повсеместно переходить на него. А браузер Microsoft, как правило, открывался один раз — чтобы скачать любой другой.