В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Приморский район речь зашла об Иване Пузырёве, который хотел создать полностью отечественный автомобиль ещё 100 лет назад.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Русский Генри Форд
Идея с созданием "Петербургского Детройта" не нова. Ещё до Валентины Матвиенко в нашем городе открывались автосборочные предприятия. И запускались они в том районе, где сейчас расположен завод Nissan, ныне "Лада — Санкт-Петербург".
История петербургского автопрома начала XX века неразрывно связана с фамилией Ивана Пузырёва. Он родился в 1883 году в Санкт-Петербурге в весьма состоятельной и политически активной семье. Сейчас бы их назвали олигархами. Его отцом был генерал-майор от артиллерии Пётр Иванович Пузырёв, мать — Юлия Яколевна Пузырёва (урождённая Прозорова), дядя (родной брат мамы) — Алексей Прозоров, председатель Санкт-Петербургского биржевого комитета и депутат Государственной думы.
Двадцатилетний Иван, как и положено молодым людям (особенно из олигархических семей), увлёкся автомобилями и всем, что с ними связано. Посещая автомобильные выставки, он принимает решение открыть собственный бизнес по продаже запчастей в Петербурге. Учитывая, что автомобиль в начале XX века — игрушка модная, дорогая, часто ломающаяся, то его проект был весьма успешен.
Но молодому предпринимателю торговли запчастями было мало. В 1909 году он берёт денег у мамы и открывает собственный завод по ремонту автомобилей и производству запчастей для них. Кстати, землю под завод в Приморском районе он смог получить благодаря дяде. Тому самому депутату Госдумы и председателю биржевого комитета.
Постоянно наращивая обороты выпуска запчастей и ремонта машин, Пузырёв приходит к пониманию, что ниша отечественного автомобилестроения пуста. Кроме "Руссо-Балта" и нескольких частных предприятий в ней никто не работает. В итоге он решается на создание собственного автомобиля. Но при этом считает, что машины надо собирать не из иностранных автокомплектов и ставить на них русские шильдики, а организовать производство полного цикла и делать самые лучшие в мире русские автомобили.
Пузырёв заявляет в прессе о том, что сделает отечественный автомобиль. Его задача — создать такую машину, которая отвечала бы требованиям передвижения в России применительно к особенностям наших дорог. С большим дорожным просветом, ремонтопригодной, недорогой и универсальной. Чтобы эти автомобили могли продвигаться не только там, где есть хорошее покрытие дорог, но и просёлки.
Завод, по мысли молодого предпринимателя, должен был самостоятельно собирать автомобиль из русских материалов и под руководством русских инженеров.
Иван Пузырёв
Гений, миллиардер, филантроп
Пузырёв был популярен в петербургском обществе, его любила пресса, журналисты писали о нём в восторженных тонах. Ещё бы: молодой, успешный предприниматель из богатой семьи, ставит перед собой цель — сделать полностью русский автомобиль и переплюнуть французов, итальянцев, немцев и американцев.
Уже имея опыт производства запчастей и ремонта автомобилей, он знал, в чём были основные проблемы иностранных марок в России. Несмотря на отсутствие инженерного образования, Пузырёв самостоятельно занялся разработкой автомобиля, в том числе двигателя, трансмиссии, подвески и кузова.
И вот зимой 1911 года был изготовлен первый автомобиль собственной конструкции модели "Пузырёв 28/35". Нейминг отличный: фамилия создателя и цифры через слэш это рабочая и максимальная мощность двигателя в лошадиных силах. Правда, за основу первого русского автомобиля был взят автомобиль американской компании "Кейс", но бо́льшая часть комплектующих производилась самостоятельно. Заготовки для рамы и шины фирма закупала у российских производителей, лишь карбюратор и магнето были импортными (но в дальнейшем Пузырёв нашёл производителя магнето в Подмосковье).
Автомобиль имел кузов дубль-фаэтон, он был оснащён 4-цилиндровым двигателем объёмом 5,2 л и мощностью 35 лошадиных сил. Как выглядел первый полностью русский автомобиль, вы можете увидеть в телеграм-канале "ДП" по специальному хэштегу #историяподелу.
На дерзкую идею создать русский автомобиль обращает внимание граф Александр Мордвинов — обладатель всероссийского рекорда скорости 1909 года, ещё один любимец СМИ и светских салонов того времени. Вместе они делают коллаборацию — по заказу самого известного русского гонщика, специально для него, Пузырёв создаёт автомобиль повышенной мощности (40 лошадиных сил) модели "Пузырёв А28/40".
Надо отдать должное: в этой модели было несколько изменений, превосходящих даже иностранные образцы. В коробке передач шестерни находились в постоянном зацеплении, а передачи включались кулачковыми муфтами. Всё это позволяло переключать передачи плавно, без рывков и скрежета, характерных для большинства авто того времени. Многие детали, в частности картеры двигателя, коробки передач и дифференциала, были изготовлены из алюминиевых сплавов для облегчения веса и увеличения скорости. Рычаги переключения передач и тормоза размещались не снаружи кузова, как было принято тогда, а внутри него. Автомобиль имел усиленные рессоры и дорожный просвет 320 мм.
Но есть нюанс
Себестоимость отечественного производства была высока, закупки европейских запчастей обходились бы дешевле, но это противоречило бы концепции выпуска полностью российского автомобиля. Машинами Пузырёва восхищались, но покупать не стремились.
Однако не зря говорят, что реклама — двигатель торговли. Пузырёв применяет нестандартное решение. В качестве рекламной кампании он совершает автопробег до Парижа и обратно на своём автомобиле и делает это без единой поломки. Пресса была в восторге. В модных салонах только и говорили о молодом автомобильном даровании. Но продажи эта шумиха особо не подтолкнула.
"Жирный госконтракт"
Автомобили Пузырёва покупают не так хорошо, как хотелось бы. И он идёт в военное ведомство, пользуясь связями своего отца-генерала. Сохранилась резолюция, наложенная начальником генерального штаба российской армии Яковом Жилинским на докладную записку о закупке автомобилей: "Надо поощрить ген. Пузырёва и купить ту машину, которую я видел". Автомобиль покупают не потому, что он самый лучший, сделан в России и из русских комплектующих, и надо поддержать отечественное автопредприятие, а потому, что надо поощрить своего коллегу по военному ведомству — генерала. То есть отца Пузырёва.
В 1910-е годы был подписан контракт на поставку двух автомобилей для военного ведомства (что явно не могло спасти производство). Пузырёв идет на это, понимая, что государственный заказ — хорошая реклама и возможность привлечь кредиты. Тем не менее, удача отворачивается от Пузырёва: забастовки, срыв поставок комплектующих, проблемы с финансами. Всё это не позволило выполнить заказ в срок.
Пузырёв отчаянно продолжает продвигать идею русского автомобиля и принимает решение участвовать в IV Международной автомобильной выставке 1913 года в Санкт-Петербурге, где он продемонстрировал 3 автомобиля: открытый 7-местный автомобиль, 5-местный автомобиль-торпедо для военных и закрытый лимузин. Модели отвечали высоким стандартам, но и стоили довольно дорого: порядка 8 тыс. рублей за готовый автомобиль (примерно 13,6 млн рублей на современные деньги) и 5 тыс. рублей за шасси с двигателем без кузова (это чуть более 8 млн рублей). Да, тогда вы могли купить машину только с внутренностями, а кузов выбрать какой вам нравится.
Ближайший конкурент Руссо-Балт продавал свой автомобиль с кузовом за 5,5 тыс. рублей, а машины марки Рено и Опель стоили около 5 тыс. рублей. Кстати, про цены: современный российский автомобиль Aurus Сенат сейчас стоит около 47 млн рублей.
Провал идеи
Про Пузырёва по-прежнему говорят, о нём пишут. Но уже как о предпринимателе, которому никак не удаётся сделать свой автомобиль популярным и продаваемым. Появляется критика: его называют кустарём, самоучкой и так далее. Он берёт кредиты под свою фамилию и всё больше залезает в долги.
8 января 1914 года ночью на заводе Пузырёва произошёл огромный пожар, охвативший практически всё предприятие. В огне погибли восемь автомобилей и пятнадцать готовых комплектов для сборки. Ущерб оценили в 52 тыс. рублей (около 90 млн на сегодняшние деньги). Оказалось, что застрахована лишь половина сгоревшего имущества. Было ли возгорание случайным или имел место поджог — вопрос остаётся открытым. Сам Пузырёв после пожара прожил недолго и умер 4 сентября 1914-го в возрасте 31 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
С 1909 по 1914 годы на заводе было выпущено всего 38 автомобилей. Со смертью основателя производство новых автомобилей было остановлено.
Перерождение народного автомобиля
Производственная площадка, оставшаяся после неудавшегося проекта русского автомобиля, использовалась для выполнения военных заказов в Первую мировую. В дальнейшем, уже при советской власти, техническая база была переведена в Ульяновск и позже использовалась при создании Ульяновского автомобильного завода, который сегодня мы знаем под маркой УАЗ.
Как ни парадоксально, но мечта Пузырёва о ремонтопригодном, проходимом и надёжном русском автомобиле, приспособленном для преодоления русских дорог, сбылась вот таким образом.