В центре Петербурга стало практически невозможно строить подземные пешеходные переходы. Во всяком случае зодчие посетовали на это на состоявшемся на минувшей неделе заседании Градостроительного совета.
Как было отмечено на совете, действующие нормы требуют наличия лифта для тех граждан, которым тяжело подниматься по ступенькам. А тротуары в центре слишком узкие, чтобы на них могли поместиться и лестницы, и лифты. В результате выходы из переходов не умещаются в границах красных линий. Речь об этом зашла, когда обсуждалась возможность строительства нового перехода через Лиговский проспект к вокзалу скоростных поездов.
Архитекторы часто говорят о том, что нормативы для центральной части Петербурга, по их мнению, не должны быть такими же, как в целом по стране. Обычно об этом вспоминают в связи с требованиями по освещённости квартир, которые может быть сложно соблюсти при плотной брандмауэрной застройке.
Но подземные переходы сами по себе — это такая спорная вещь, что здесь строгие нормы могли бы подтолкнуть к изменениям в городе. Первый вариант — не строить. Некоторые считают, что такие переходы вообще не нужны, и если уж на то пошло, то пусть под землёй ездят машины. А если машины под землю не убрать, то количество авто на улице надо сократить и рисовать переходы–зебры, чтобы пешеходам было удобнее. Но противоборствующая партия, когда начинаются такие разговоры, вспоминает, что в машинах — тоже люди.
Можно предложить и второй вариант. Места на тротуарах в центре, похоже, и правда не хватает, претендентов на них много. Приямки и лестницы магазинов, чугунные фонари под старину, столики ресторанов, мусорные баки, стеллажи с товарами, припаркованные машины, велосипеды и самокаты, а зимой ещё и сугробы — даже удивительно, что и для пешеходов порой остаётся ещё немного пространства.
Но раз что–то нужное городу не помещается на тротуарах, тротуары, возможно, стоит расширить? Хотя бы местами, наверное, такие возможности можно найти. Скажем, ради того же лифта можно пожертвовать одним из мест вдоль улицы, предназначенных для платной стоянки машин. Автомобилистам тоже будет удобно, а места рядом с лифтом можно предлагать дороже.