Петербургским предпринимателям чаще всего требуется юридическая помощь по вопросам, связанным с санкциями и налогообложением.
Лидерами среди запросов предпринимателей к юристам во втором полугодии станут вопросы, связанные с применением санкционного и антисанкционного законодательства и с налогообложением. Такие результаты показало исследование "ДП" на основе экспертных заключений топ–10 участников рейтинга "Юртоп: Командный зачёт".
Качество регулирования неидеально
Санкции, введённые иностранными государствами, а также меры противодействия им для поддержки отечественного бизнеса не только сохраняют своё действие, но и получают дальнейшее развитие. "Хоть динамика изменений и замедлилась, объём регулирования остаётся значительным, а его качество и непротиворечивость не всегда на высоте, — говорит партнёр и руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal Никита Дейнега. — Поэтому спрос на консультации по данным вопросам будет оставаться высоким".
Санкционный консалтинг включает в себя главным образом проверку операций бизнеса на предмет допустимости их проведения, сопровождение получения разрешений (индивидуальных исключений) уполномоченных органов как в России, так и за рубежом (к примеру, разблокировку замороженных активов).
Понятно, что в подобных ситуациях не обходится без судебных споров. "Несмотря на то что пока эти споры являются скорее редкостью, в ближайшее время практика применения санкционного и антисанкционного регулирования начнёт активнее формироваться как на административном, так и на судебном уровне", — прогнозирует Никита Дейнега.
В первую очередь вопросы, связанные с санкционным и антисанкционным законодательством, будут интересовать компании, занятые внешнеэкономической деятельностью. Однако в практике встречаются запросы от тех бизнес–структур, что исторически использовали иностранные юрисдикции для создания холдингов. "В настоящий момент они во многом потеряли свою привлекательность, но задачи, связанные с их использованием, по–прежнему актуальны, и их необходимо решать", — уточняет эксперт.
Заплати и не греши
Внимание государства к уплате налогов бизнесом становится всё пристальнее. Так, в Петербурге городское управление ФНС России за январь–июнь завершило 57 выездных налоговых проверок, по итогам которых предпринимателям доначислено 8 млрд рублей налогов и штрафных санкций.
Ситуацию осложняют принятые изменения Налогового кодекса, в том числе усиление борьбы государства с неправомерным дроблением бизнеса. В совокупности это всё подстёгивает интерес предпринимателей к различным вопросам налогообложения. В первую очередь они, по мнению экспертов, будут интересны строительному бизнесу и компаниям, занятым внешнеэкономической деятельностью.
Старший юрист практики разрешения споров юридической компании "ССП–Консалт" Яна Кириллова считает, что в топе будут три направления работы. "Во–первых, это обжалование результатов налоговой проверки в досудебном порядке, затем — представление интересов налогоплательщика в суде по налоговым спорам. И замыкает тройку защита бизнеса по заявлениям ФНС о банкротстве и привлечении директора или учредителя к субсидиарной ответственности", — уточняет эксперт.
С большинством других вопросов бизнес справляется силами собственных бухгалтеров и юристов, отмечает Яна Кириллова. При этом, прогнозирует она, преобладать будут запросы на представление интересов бизнеса в судебных спорах. "Это связано с тем, что многие организации малого и среднего бизнеса предпочитают сами решать свои проблемы с налоговой, без привлечения профессиональных консультантов. А кроме того, некоторые налогоплательщики искренне считают себя невиновными и начинают понимать, что всё серьёзно, лишь в суде", — поясняет эксперт.
Государство закручивает гайки
Однако только вопросами санкционного характера и налогообложения запросы бизнеса не ограничиваются. По данным исследования, в топ актуальных запросов коммерсантов войдут и споры с госорганами, количество которых, как прогнозирует управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский, будет расти.
"Прогноз обусловлен несколькими обстоятельствами, — поясняет эксперт. — Законодательство изменчиво, будь то налоговое или отраслевое. Показатели эффективности деятельности госорганов измеряются в том числе количеством штрафов, доначислений и т. д. Эти показатели не только не снижаются, но и, напротив, увеличиваются".
По его словам, сегодня, чтобы убедить суд в своей правоте, надо порой сделать что–то неимоверное, прыгнуть выше головы. "И если обращаться, к примеру, к таможенным спорам, то их усложнение налицо. Простые дела о корректировке таможенной стоимости товаров канули в Лету. Сейчас основной акцент делается на спорах о классификации товара, где от юриста, ведущего дело, требуются поистине экспертные знания не только в вопросах права, но и в характеристиках и особенностях товара", — отмечает Владислав Варшавский.
Иностранный капитал не в моде
С другой стороны, часть ранее актуальных для бизнеса вопросов либо отошла, либо отойдёт на второй план. "Запрос на сделки, осложнённые иностранным элементом, естественен, — рассуждает управляющий партнёр адвокатского бюро “Прайм Эдвайс” Екатерина Михальская. — Инвесторы хотят вернуть свои вложения в бизнес, который они не могут вести на прежних условиях. Вместе с тем пик запросов на сопровождение подобных сделок, по нашему опыту, пройден".
Этот пик пришёлся на вторую половину 2022 года и первые три квартала прошлого, когда было проведено большинство сделок, связанных с уходом из России иностранного бизнеса. Дальше начался спад.
По мнению Екатерины Михальской, связано это в первую очередь с тем, что значительно усложнился процесс согласования Правительственной комиссией платежей, которые иностранный инвестор может получить за продаваемый бизнес и перевести на счёт за границу. "Все, кто хотел и мог продать бизнес, сделали это давно. Поэтому ближайшие месяцы вряд ли станут насыщенными по количеству запросов на сделки с иностранным элементом", — резюмирует эксперт.
Текущие запросы бизнеса связаны со сделками, находящимися на рассмотрении Правкомиссии с I квартала 2024–го. Иностранные продавцы пытаются согласовать такие условия по структурированию платежей, которые их устроили бы. "В нашей практике были случаи, когда иностранные инвесторы отказывались от продажи бизнеса, поскольку их не устраивали предложения Правкомиссии по срокам и порядку получения средств", — добавляет Екатерина Михальская.