В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Выборгский район речь зашла об истории компании "БраНобель", которая построила нефтяную инфраструктуру в начале XX века и помогла СССР в Великой Отечественной войне.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Представьте себе упаковку американского машинного масла, на которой будет написано "Качество как у русских масел". Фантастический рассказ? Иллюзии ура-патриота? Но это правда. "Стандарт ойл", знаменитая компания Рокфеллеров, именно такой слоган и ставила на своих упаковках в конце XIX века.
В позапрошлом столетии была в России компания, которая не просто создавала качественный продукт, но и сделала его мировым эталоном качества. И это была компания братьев Нобелей, которая добывала нефть на Апшеронском полуострове в Баку, и делала отличные продукты из переработанной нефти. Впрочем, не только отличным маслом, бензином и керосином отличались братья Нобель. Был у них ещё один продукт, который задал эталонное качество в мировом двигателестроении и создал огромное конкурентное преимущество России, причём настолько сильное, что этим преимуществом воспользовался Советский Союз в Великой Отечественной войне.
Нобели приезжают в Россию
В 1830-е годы в Петербург приезжает молодой шведский инженер Эммануил Нобель, буквально пышущий передовыми техническими идеями. Перспективный изобретатель получил солидный кредит и производственную площадку в столице — медно-чугунно-литейный завод на набережной Большой Невки.
Тут надо пояснить, что передовая техническая идея Нобеля — проект подводных мин для защиты гаваней от вражеских кораблей.
Конечно, министерство обороны не могло не заинтересоваться такой новинкой, и не могло не поддержать финансированием молодого шведского бизнесмена, особенно учитывая, что вопрос защиты военных и гражданских гаваней стоял как нельзя остро.
С началом Крымской войны Нобель успешно применяет свою техническую разработку: вместе с сыновьями он устанавливает подводные мины на Кронштадтском рейде, что обезопасило Петербург от посягательств английского и французского флотов.
После Крымской войны, когда заказы военного ведомства иссякли, ставка была сделана не только на оборонные, но и на гражданские заказы. Нобель покупает в 1862 году в Выборгском районе Петербурга механическое производство Шервуда и начинает заниматься изготовлением труб. Тоже выгодный бизнес, но столько денег, как от военного ведомства на изготовление мин, от труб и литья Нобель не получал.
В поисках новых ниш в 1860-е годы старший брат и партнёр Людвига Нобеля — Роберт — приобрёл на Апшеронском полуострове несколько нефтяных месторождений. Данный вид сырьевой промышленности только зарождался. Вскоре братья, используя связи, наработанные в правительстве России и собственную коммерческую смекалку, смогли занять монопольное положение на нефтяном рынке Российской империи. Компанией "БраНобель" ("Братья Нобель") были построены первый в стране нефтепровод и нефтеналивной флот, ими выпускались цистерны для перевозки нефти и керосина по железным дорогам.
Логично, что сразу после того, как у Нобелей пошёл нефтянной бизнес, они и свой механический завод "Людвиг Нобель" в Выборгском районе Петербурга переориентировали на выпуск оборудования для нефтяников.
Чёрное золото
Спустя несколько лет Нобели начинают работы по использованию энергии нефти. Котлы нового типа, форсунки для сжигания мазута не только стали двигать паровозы и пароходы, но и обогревать жилые дома по всей стране и за её рубежами.
И все эти огромные заказы как в стране, так и в мире обеспечивали предприятия под брендом "Людвиг Нобель" на Выборгской стороне Петербурга.
Центром управления мировой империей Нобелей стал особняк на Выборгской набережной, 19 построенный в 1870-е гг., по проекту шведского архитектора Андерсона: по желанию заказчика — Людвига Нобеля — здесь разместилась и контора предприятия, и квартира промышленника. Битва за нефть была отчаянной. В 1883 году "БраНобель" вытесняет с российского рынка рокфеллеровский "Стандарт Ойл" и начинает экспансию в Европу.
Ставка на дизель
В 1888 году основатель империи Нобелей — Людвиг — умирает. Главой компании становится его сын — Эммануил. И тут мы подходим как раз к тому самому судьбоносному решению Эммануила Нобеля, которое, как мы считаем, помогло СССР выиграть Великую Отечественную войну.
Нобель, заступив на хозяйство, и получив огромное состояние, ищет двигатель, который мог бы надёжно служить не только в промышленности, но и в транспорте.
Напомним, что как раз в это время в мире шла гонка по созданию двигателей внутреннего сгорания, которые должны были заменить устаревшие и технически несовершенные паровые двигатели.
В 1897 году немецкий инженер Рудольф Дизель создаёт двигатель, названный в честь его имени. Чтобы не вдаваться в технические подробности, отметим, что несмотря на все технические недоработки и конструкторские ошибки первого дизеля, его потенциал был моментально оценён Нобелем и он принимает решение купить патент на изготовление.
Но Нобель покупает не просто патент на простое копирование двигателя, а договаривается, о том, что в проект немца будут внесены технические изменения. Нобель знал про все недостатки и всё несовершенство первого двигателя внутреннего сгорания Дизеля, но верил в то, что русские инженеры могут его улучшить. И вот в 1898 году Нобель за сумасшедшие деньги 500 тыс. рублей (сейчас это чуть более 800 млн руб) покупает патент на изготовление и модернизацию двигателя Дизеля.
Эммануил был уверен: русские инженеры способны, опираясь на конструкт Дизеля, изготовить надёжный, неприхотливый, экономичный и мощный двигатель, создав тем самым основу для экономического преимущества России. Нобель понимает, что новые двигатели могут способствовать сбыту как сырой нефти, так и продуктов её перегонки. Такой двигатель, по мысли Нобеля — находка для России, с её огромными запасами нефти.
Освоение лицензии Дизеля началось с конструктивной переработки основных деталей и, главным образом, топливного насоса. В итоге в том же году на заводе Нобеля был выпущен первый отечественный дизельный двигатель, который по всем параметрам превосходил немецкий оригинал. В 1900 году на Парижской Всемирной выставке представленный двигатель получил Гран-при и негласное наименование "русский дизель". Начинается серийный выпуск двигателей. И уже в 1900 году с конвейера сошли первые 7 моторов. Дальше с каждым годом число выпускаемых моторов росло, достигнув к 1904 году 50 штук в год.
Началась поставка дизельных двигателей в Европу. А чтобы объяснить потребителю, что он покупает другой продукт, нежели двигатели немецкого Дизеля, был придуман и запатентован новый бренд: "Русский дизель". Реклама завода предлагала купить самый совершенный и экономичный "Русский дизель", способный работать на сырой нефти. И в Европе с удовольствием покупали технически совершенный (на тот момент) двигатель из России.
Вначале российская разработка использовались как генераторы на предприятиях и электростанциях. Позже талантливый и дальновидный инженер Боклевский предложил оснащать такими установками суда, чтобы те могли "пойти из любого порта нашей страны во Владивосток, не заходя в иностранные гавани за топливом". Так появился новый вид водного транспорта — "теплоход", буквально перевернувший мир судостроения. И этот "переворот" в мировом судостроении организовали русские инженеры.
Таким образом, именно благодаря Эмманиулу Нобелю в России была заложена передовая школа дизелестроения, которая по многим параметрам превосходила немецкую школу, откуда и пришёл этот двигатель.
Помощь СССР
Интеллектуальный задел по разработке дизельных моторов, достигнутый в России к 1917 году, позволил в СССР развить самое передовое танковое моторостроение, в т. ч. и дизельные моторы для прославленного Т-34.
Один из конструкторов знаменитого дизеля В-2, который ставился на легендарные тридцатьчетвёрки и другие советские танки времён Второй мировой войны, а после послужил основой для двигателей многих советских танков, был Афанасий Фирсов, который долгое время работал инженером на заводе Нобеля.
Правда после революции, когда завод был национализирован, название завода Нобеля поменяли на "Русский дизель", Под этим названием завод и продолжал работать до 1999 года, когда на заводе ввели внешнее управление после банкротства.
Формально на рубеже XXI века легендарный завод "Русский дизель" перестал существовать. Здания предприятия распродали по отдельности под склады, производства и офисы, большая часть цехов во Всеволожске перешли заводу "Ливиз" и автосборочному предприятию Форд-Всеволожск. А нормативно-техническая документация бывшего флагмана советского дизелестроения по наследству перешла на Кингисеппский машиностроительный завод, который продолжает выпуск дизельных двигателей для промышленных предприятий и флота.
Нобелевская премия и русская нефть
Про нобелевскую премию знают все. Она стала синонимом признания успешности. Но мало кто знает, что узнав о завещании своего дяди — создателя динамита Альфреда Нобеля, в своё время много работавшего в России, — Эммануил Нобель отвёл часть капитала компании "БраНобель", принадлежавшую покойному, на нужды Нобелевского комитета, и в 1901 году, через 5 лет после смерти Альфреда Нобеля, были объявлены первые лауреаты теперь уже всемирно известной премии.
В Российской империи нобелевские премии вручались в Петербурге и Баку. И русская часть премии была такой же престижной, как и шведская. Но эта традиция прервалась после прихода к власти большевиков, и теперь нобелевка вручается только в Стокгольме и не всегда за бесспорные научные или литературные достижения.