Ферма гарантирует: обязательная маркировка молочки усложнит жизнь бизнесу

Автор фото: Vostock-photo

Обязательная маркировка молочной фермерской продукции, стартующая с сентября, добавит хлопот бизнесу, но не решит проблемы фальсификата на полках магазинов.

С 1 сентября маркировка фермерской молочной продукции станет обязательной. Ещё в начале 2024 года Минпромторг сообщал, что почти 90% фермеров прошли регистрацию в государственной системе "Честный знак". Сегодня этот показатель достиг почти 100%, сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ — оператор системы). Там добавили, что находятся в диалоге с отраслью, проводят консультации, а также улучшают программное обеспечение приложения "Маркировка. Просто", которым может пользоваться бизнес. При этом эксперты рынка склонны смотреть на ситуацию скорее скептически.

Удои растут

По данным ЦРПТ, благодаря интеграции системы Россельхознадзора "Меркурий" и "Честного знака" фальсификат в молочной отрасли снизился с 30% в 2022 году до 0,2% на сегодняшний день. "Без маркировки фальсификат, против которого мы активно боремся в молочной отрасли, может начать перетекать в сегмент фермерских товаров, что может нанести ущерб не только добросовестным производителям, но и рынку в целом", — отметили там.
В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области подчёркивают, что молочное животноводство является основной подотраслью животноводства в регионе. Производством молока занимаются почти 80 предприятий и свыше 100 крестьянских фермерских хозяйств. Ленинградская область была базой при внедрении маркировки молочной продукции в России. Соответствующий эксперимент проводился на крупнейшем молокоперерабатывающем предприятии — ООО "Галактика".
"По производству молока в сельхозорганизациях Ленобласть занимает 8–е место в стране и 1–е место в СЗФО — 713,3 тыс. тонн. Удой на фуражную корову в сельхозорганизациях составляет 9916 кг в год. В общем объёме производства молока на долю личных подсобных и фермерских хозяйств приходится 5,5%", — рассказали в комитете.
Оператор "Честного знака" запустил две программы поддержки для фермеров: компенсация 50% затрат на оборудование, а также готовые расходные материалы для маркировки. Такими программами воспользовался 71 участник. "Важно, что маркировка не повлияет на рост себестоимости продукции. Ни в одной из 17 товарных групп маркировка не отразилась на цене", — уверены в ЦРПТ.

Лишняя морока

Однако сами представители отрасли и эксперты не столь оптимистично относятся к предстоящему нововведению — оно, по общим опасениям, принесёт больше хлопот, чем пользы. Вызывает непонимание и то, почему стоимость продукции для потребителя не должна меняться, — ведь дополнительные расходы бизнеса не могут не отразиться на итоговом ценнике. По расчётам Ассоциации фермеров Петербурга и Ленобласти, затраты бизнеса вырастут на 30% — значит, на полке подорожание составит 15–20%. Что касается поддержки, то даже с её учётом, уверяют предприниматели, маленькому хозяйству едва ли удастся окупить расходы.
"Главное, что система “Честный знак” не позволяет удостовериться в натуральности продукта, что означает, что в ней мало смысла, общую ситуацию на рынке это не изменит. Есть “Меркурий”, который тоже имеет огрехи, но он по крайней мере уже опробован и работает", — считает президент ассоциации Михаил Шконда.
Многих волнует необходимость нанимать специалиста для работы с маркировкой, работа которого может обойтись в месяц минимум в 45 тыс. рублей. Владелец ранчо "Рикон" Герман Кавун рассказал, что оборудование для маркировки обошлось ему в 48 тыс. рублей, ещё около 50 тыс. рублей — компьютер. В масштабах крупного бизнеса это незначительные траты, но для фермера они могут быть критичны.
По мнению представителей индустрии, маркировка позволяет отследить контрафакт, но не решает главную проблему. В магазинах по сей день продаётся молочная продукция, в составе которой крайне мало (или совсем нет) натуральных ингредиентов. При этом такой товар покупают люди, доверяя рекламе на упаковке. "Наклеить QR–код, по сути, можно на любую коробку. Если для налоговых органов наличие этого знака важно, то потребителя никак не защищает от некачественного и вредного для здоровья продукта", — поясняет фермер и сыровар (производит продукцию из козьего молока) Александр Малиновский.
Крупные производители, которые работают с маркировкой давно, указывают на возникающие трудности: например, сбой в работе системы, который в худшем случае может привести к отмене поставки. Говоря о малом бизнесе, генеральный директор группы компаний "Лосево" Эльдар Беглов соглашается: работа по фасованной продукции с "Честным знаком" потребует в том числе дополнительных затрат по времени. А оно имеет большое значение для сохранения качества продукции.

Под маской фермера

Если хозяйства хотят реализовывать продукцию через магазины и розничные сети, маркировка им просто необходима. В ЦРПТ считают, что это не только вопрос учёта: наличие маркировки стало фактором при выборе товара потребителями.
В пресс–службе X5 Group отметили, что "Перекрёсток" в Ленобласти активно налаживает сотрудничество с фермерскими хозяйствами и находится в поиске дополнительных малых поставщиков.
В молочной категории "Азбуки вкуса" фермерская продукция достигает по Петербургу 21% в товарообороте и 15% в штуках. В компании считают, что необходимость маркировки для новых поставщиков не должна существенно сказаться на себестоимости.
У "Ленты" в Петербурге есть магазины с выделенным блоком под продукцию фермеров и малых локальных производителей молочной продукции. "Более 20 товаров производят крестьянско–фермерские хозяйства, от которых мы не получали заявок на повышение цен или уведомления о неготовности к переходу на маркировку", — говорят в пресс–службе сети.
В "Магните" сообщили, что в первом полугодии 2024 года прирост оборота фермерской молочной продукции составил около 60% в деньгах и объёмах за счёт появления на полках товаров новых партнёров и расширения географии продаж. В компании уточнили, что это показатели в среднем по стране, но они соответствуют результатам по Петербургу.
Представители малого бизнеса при этом в один голос заявляют: то, что представлено на полках, — не товар крестьянского хозяйства. На этикетках читаются сплошные ООО и агропромышленные предприятия, имеющие торговую марку, в названии которой есть слово "фермерский".
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин рассказал "ДП", что небольшой ассортимент действительно фермерской продукции встречается в Super Babylon, в "Пулковском" универмаге, но это не постоянные линейки.
"В магазинах “Удачный” и “Колхоз” тоже бывают такие продукты, в основном поставщики у сетей из Белоруссии, Псковской области, есть и из Ленобласти — КФХ “Георгиев”, хозяйство “Муслим”. Это примеры довольно крупных хозяйств, чья продукция дорога для покупателя", — говорит он.
Эксперт отдельно подчёркивает: проблема не только в нежелании торговых сетей сотрудничать с небольшими хозяйствами, но и в том, что такие производители не могут обеспечить стабильность поставок. А сегодня людям важно, чтобы они могли в любой удобный момент зайти в магазин и купить именно то молоко, которое хотели.
На маркировку молочной продукции успешно перешли часть производителей. Но есть и те, кто до сих пор до конца её не освоил. Увы, я бы не сказала, что вторая категория сильно меньше первой. Крупные предприятия давно внедрили систему и успешно ею пользуются, потому что у них есть возможность инвестировать и нанимать кадры с соответствующей квалификацией, которые успешно справляются со своими задачами и пользуются оборудованием. Кроме того, ветеринарам нужна разрешительная документация, которая позволяет работать с данными, то есть не каждый ветеринарный врач имеет на это право. Надо отметить, что в рамках дефицита кадров не каждый производитель может справиться с такими требованиями для внедрения системы. Что касается необходимости внедрения системы в целом, то я считаю её обязательной. Так рынок будет прозрачным и честным. Я знаю, что в торговых точках продаётся куда больше молока, чем производится животноводами. Нам, как честным производителям, это кажется несправедливым. Мы вкладываем ресурсы и терпим большие издержки, чтобы поставить на рынок качественный продукт, а цена с недобросовестными игроками на полке у нас получается одинаковая.
Кристина Романовская
глава агрохолдинга "Лазаревское"
Не слышала, чтобы какое–то фермерское хозяйство испытывало потребность в дополнительной маркировке. И напротив, прогнозируется массовый уход хозяйств из розницы в связи с дополнительными требованиями. В отличие от крупных предприятий, где процессы автоматизированы, марки придётся наносить вручную. В деревне интернет работает нестабильно, контрольные меры дублируют друг друга. Ведь фермеры уже работают с системой "Меркурий" и дважды в месяц сдают продукцию на анализ. Новое требование противоречит подходу "регуляторные каникулы", который стал применяться с началом пандемии и продолжается до сих пор, предоставляя предпринимателям пространство для свободного ведения бизнеса. Покупатель в торговой сети, пробивая товар через кассу самообслуживания, также сталкивается со множественной маркировкой. Возникает вопрос: для чего на товаре проставлен штрихкод, если на молоке считывается QR–код? Для удобства покупателя было бы правильно иметь только один код на упаковке. Правительство не предусмотрело кампаний для информирования покупателя о значении QR–кода "Честный знак". А если так, продвижение товара не может зависеть от разнообразия кодов на нём.
Елена Жиряева
профессор кафедры экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге
Мы продаём продукцию исключительно на рынках и через свой интернет–магазин. Расстраивает подход торговых сетей. Часто, заходя туда, видишь молоко для детского питания, которое стоит без холодильника, и понимаешь, что у этого товара состав ненатуральный. А этим предлагают кормить детей. Качественное молоко имеет короткий срок хранения, в таких условиях оно бы очень быстро испортилось. Зачастую под марками фермерских продуктов в сетях лежит продукция крупных агропредприятий.
Ирина Руденко
представитель "Усадьбы Заречье"
Маркировка увеличит себестоимость производства продукции. Не все фермеры захотят внедрять её сразу, скорее всего, первое время будут проблемы. Однозначно реформа приведёт к удорожанию продукции из–за повышения затрат на администрирование и коммуникацию с госорганами. С другой стороны, торговым сетям будет проще выстраивать отношения с производителями. На сегодня понятие "фермерский продукт" очень размыто и нет чётких критериев, которые относили бы продукт к фермерскому или промышленному. Ряд фермеров взращивают производства, сопоставимые по размерам с крупными комбинатами.
Иван Федяков
основатель и генеральный директор Infoline