Обязательная маркировка молочной фермерской продукции, стартующая с сентября, добавит хлопот бизнесу, но не решит проблемы фальсификата на полках магазинов.
С 1 сентября маркировка фермерской молочной продукции станет обязательной. Ещё в начале 2024 года Минпромторг сообщал, что почти 90% фермеров прошли регистрацию в государственной системе "Честный знак". Сегодня этот показатель достиг почти 100%, сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ — оператор системы). Там добавили, что находятся в диалоге с отраслью, проводят консультации, а также улучшают программное обеспечение приложения "Маркировка. Просто", которым может пользоваться бизнес. При этом эксперты рынка склонны смотреть на ситуацию скорее скептически.
Удои растут
По данным ЦРПТ, благодаря интеграции системы Россельхознадзора "Меркурий" и "Честного знака" фальсификат в молочной отрасли снизился с 30% в 2022 году до 0,2% на сегодняшний день. "Без маркировки фальсификат, против которого мы активно боремся в молочной отрасли, может начать перетекать в сегмент фермерских товаров, что может нанести ущерб не только добросовестным производителям, но и рынку в целом", — отметили там.
В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области подчёркивают, что молочное животноводство является основной подотраслью животноводства в регионе. Производством молока занимаются почти 80 предприятий и свыше 100 крестьянских фермерских хозяйств. Ленинградская область была базой при внедрении маркировки молочной продукции в России. Соответствующий эксперимент проводился на крупнейшем молокоперерабатывающем предприятии — ООО "Галактика".
"По производству молока в сельхозорганизациях Ленобласть занимает 8–е место в стране и 1–е место в СЗФО — 713,3 тыс. тонн. Удой на фуражную корову в сельхозорганизациях составляет 9916 кг в год. В общем объёме производства молока на долю личных подсобных и фермерских хозяйств приходится 5,5%", — рассказали в комитете.
Оператор "Честного знака" запустил две программы поддержки для фермеров: компенсация 50% затрат на оборудование, а также готовые расходные материалы для маркировки. Такими программами воспользовался 71 участник. "Важно, что маркировка не повлияет на рост себестоимости продукции. Ни в одной из 17 товарных групп маркировка не отразилась на цене", — уверены в ЦРПТ.
Лишняя морока
Однако сами представители отрасли и эксперты не столь оптимистично относятся к предстоящему нововведению — оно, по общим опасениям, принесёт больше хлопот, чем пользы. Вызывает непонимание и то, почему стоимость продукции для потребителя не должна меняться, — ведь дополнительные расходы бизнеса не могут не отразиться на итоговом ценнике. По расчётам Ассоциации фермеров Петербурга и Ленобласти, затраты бизнеса вырастут на 30% — значит, на полке подорожание составит 15–20%. Что касается поддержки, то даже с её учётом, уверяют предприниматели, маленькому хозяйству едва ли удастся окупить расходы.
“
"Главное, что система “Честный знак” не позволяет удостовериться в натуральности продукта, что означает, что в ней мало смысла, общую ситуацию на рынке это не изменит. Есть “Меркурий”, который тоже имеет огрехи, но он по крайней мере уже опробован и работает", — считает президент ассоциации Михаил Шконда.
Многих волнует необходимость нанимать специалиста для работы с маркировкой, работа которого может обойтись в месяц минимум в 45 тыс. рублей. Владелец ранчо "Рикон" Герман Кавун рассказал, что оборудование для маркировки обошлось ему в 48 тыс. рублей, ещё около 50 тыс. рублей — компьютер. В масштабах крупного бизнеса это незначительные траты, но для фермера они могут быть критичны.
По мнению представителей индустрии, маркировка позволяет отследить контрафакт, но не решает главную проблему. В магазинах по сей день продаётся молочная продукция, в составе которой крайне мало (или совсем нет) натуральных ингредиентов. При этом такой товар покупают люди, доверяя рекламе на упаковке. "Наклеить QR–код, по сути, можно на любую коробку. Если для налоговых органов наличие этого знака важно, то потребителя никак не защищает от некачественного и вредного для здоровья продукта", — поясняет фермер и сыровар (производит продукцию из козьего молока) Александр Малиновский.
Крупные производители, которые работают с маркировкой давно, указывают на возникающие трудности: например, сбой в работе системы, который в худшем случае может привести к отмене поставки. Говоря о малом бизнесе, генеральный директор группы компаний "Лосево" Эльдар Беглов соглашается: работа по фасованной продукции с "Честным знаком" потребует в том числе дополнительных затрат по времени. А оно имеет большое значение для сохранения качества продукции.