Окна заколочены: как бизнес подготовился к отключению Microsoft 365 и Office 365

Автор фото: freepik.com

Российский бизнес успел подготовиться к отключению доступа к Microsoft 365 и Office 365. Но некоторым компаниям перестроиться будет сложнее.

Доступ российских компаний к подпискам Microsoft 365 закроется 2 сентября, а к Office 365 — 12 сентября. Причиной послужило ужесточение санкционной политики США, которое отчасти отражает те ограничения, которые ранее были введены ЕС. Они в основном касаются сервисов, связанных с бизнес–аналитикой и системами управления.
Об этом сообщили в компании Softline, занимающейся дистрибуцией продуктов Microsoft на российском рынке. При этом там отметили, что точные детали ограничений пока неизвестны. Компания направила запрос в Microsoft для разъяснений.

Кто не спрятался…

История с закрытием доступа российским компаниям к зарубежному софту в целом и продуктам Microsoft в частности длится уже давно, так что бизнес оказался вполне готов к новостям. В Softline "ДП" рассказали, что спрос на сервисы Microsoft значительно снизился за последнее время. "Cреди новых заказчиков спрос практически исчез. Хотя некоторые клиенты продолжают продлевать подписки, количество продлений снижается с каждым месяцем. Основными вопросами для наших клиентов стали выбор альтернативных решений и их бесшовная интеграция с существующей инфраструктурой. Также заказчиков волнует стоимость российских решений, которая в некоторых случаях может превышать стоимость продуктов Microsoft", — рассказал "ДП" вице–президент ГК Softline Андрей Благоразумов.
В качестве альтернативы компания предлагает заказчикам перейти на мультифункциональные облачные сервисы российских производителей: продукты ГК "Астра", "Яндекс 360", VK Workspace, "Яндекс Клауд", SberCloud, офисные пакеты Р7 и "МойОфис", систему управления проектной деятельностью Advanta. Благоразумов отмечает, что спрос на российские продукты уверенно растёт. Это связано не только с уходом западных вендоров, но и с улучшением качества отечественных решений.
Рост спроса на отечественные продукты в основном обеспечивается за счёт компаний с государственным участием и объектов критической информационной инфраструктуры из–за регуляторных ограничений со стороны государства, говорит в свою очередь архитектор IT–инфраструктуры практики "Технологическая трансформация" Александр Чёрный. Коммерческие компании не спешат переходить на отечественные операционные системы из–за проблем с совместимостью прикладного программного оборудования, недостаточной функциональности и качества технической поддержки.
"То, что это произойдёт и облачные сервисы Microsoft будут закрыты для РФ, было понятно уже давно. Все российские заказчики за 2 года ушли из облаков Microsoft либо задублировали свои системы в российских облаках или внутренней инфраструктуре", — говорит он.
Однако предусмотрительность проявляют не все. "Мы уже несколько раз сталкивались с заказчиками, среди которых есть и крупный бизнес, которые потеряли свои данные при прекращении работы сервисов Google, несмотря на то что это было объявлено заранее. Скорее всего, так же произойдёт и с Microsoft", — рассказывает генеральный директор ООО "Сикрет Технолоджис" Леонид Бондаренко.

Не витать в облаках

Малому и среднему бизнесу перейти на российские аналоги с облачных продуктов Microsoft обычно проще, чем крупным компаниям. Это связано с более широким использованием функциональности продуктов, большим количеством интеграций между различными системами, существенной кастомизацией коробочных решений, считает исполнительный директор Itglobal.com Василий Белов.
"Часть компаний, которые по разным причинам пока не хотят переходить на российское ПО, заблаговременно перешла с облака Microsoft на on–premise (установленные на собственных серверах и компьютерах. — Ред.) варианты того же ПО. Несмотря на то что Microsoft уже много лет активно “пересаживал” всех именно в свои облака, такой вариант использования сохраняется по ряду продуктов", — отмечает эксперт.
На данном этапе на рынке нет игрока, способного заместить все облачные сервисы, предоставляемые Microsoft, считает директор по развитию программных продуктов ALMI Partner Сергей Аксёнов. "В рамках офисных приложений — это основная тройка конкурентов: AlterOffice, “Р7–Офис”, “МойОфис”", — напоминает он.

Обходными путями

Директор по маркетингу и коммуникациям компании "Ракета" Дарья Зубрицкая считает, что многим бизнесам придётся прибегать к обходным путям использования ПО: покупке лицензий в других странах, использованию через VPN и так далее — в короткий срок отказаться от программ Microsoft достаточно сложно.
"Сегодня большинство BI–решений на российском рынке (60–70%) — это продукты иностранных вендоров, к которым можно отнести Power BI, Qlik Sense, SAP BI и др. MS Power BI является одним из наиболее используемых решений в этом классе. Рынок в классе CRM более разнообразен, но для средних и крупных заказчиков ключевыми поставщиками решений будут всё те же Microsoft, SAP, а также Terrasoft, Oracle", — поясняет руководитель IT–подразделения агентства "Полилог" Людмила Богатырёва.