Из карTONа: что будет с Telegram и криптопроектом Дурова после его задержания

Автор фото: Анна Майорова / ТАСС

В каком положении находится экосистема Telegram сейчас и какое будущее её ждет в связи с задержанием Павла Дурова французскими властями — в материале "Делового Петербурга".

24 августа в аэропорту Ле-Бурже в пригороде Франции задержали основателя социальной сети VK и мессенджера Telegram Павла Дурова. Основанием для ареста послужил ордер Национального управления французской судебной полиции OFMIN. Сейчас предприниматель находится под стражей, ему вменяют терроризм, торговлю наркотиками и преступления против несовершеннолетних. Так как Дуров является гражданином Франции, срок грозящего тюремного заключения достигает 20 лет.
Основной претензией властей Франции является высокая зашифрованность сообщений в мессенджере Telegram, что привело, по мнению регуляторов, к скоплению криминальной активности на площадке. Из-за того, что Дуров отказывался от сотрудничества с правоохранительными органами, то есть не открывал доступ к сообщениям пользователей, его хотят осудить как соучастника лиц, которые совершали тяжкие преступления в Telegram или с его помощью.
На фоне подобных новостей монета TON показала падение на 27% за 12 часов, согласно сервису мониторинга Coingecko. Монета также покинула топ-10 проектов по капитализации ввиду массовых продаж.

"Серьёзные проблемы в любой стране"

Задержание вызвало бурную реакцию в социальных сетях и у представителей разных государств. Так, к примеру, Илон Маск, владелец социальной сети Х (бывший Twitter, заблокирован в РФ), опубликовал видео с хэштегом #FreePavel, а основатель второй по капитализации крипты Ethereum Виталик Бутерин сказал, что раньше критиковал Telegram за недостаточную защищенность, но теперь беспокоится за будущее программного обеспечения и коммуникаций в Европе.
Президент Сальвадора (в стране легализован биткоин) Найиб Букеле и глава стейбл-коин компании Tether Паоло Ардоино призвали переезжать в Сальвадор, потому что там не конфискуют активы за свободу слова, а Европа снова медленно погружается в тёмные века. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков обратился к главе МИД Сергею Лаврову с просьбой освободить Павла Дурова из под стражи.
Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев отреагировал в своём Telegram-канале, вспомнив о разговоре с главой Telegram, где он предупреждал его о серьёзных проблемах в любой стране из-за неготовности сотрудничать с правоохранительными органами. В 2018 году власти РФ пытались заблокировать Telegram после отказа Павла Дурова передавать ключи шифрования по требованию ФСБ и Роскомнадзора.
Само сообщество TON в X заявило, что остаётся "сильным и полностью работоспособным", а усилия Дурова по продвижению открытого и децентрализованного интернета "продолжат вдохновлять миллионы".

Фигурное падение

Фигура Павла Дурова ещё с 2020 года юридически никак не связана с проектом TON. Не имеет отношения к TON и мессенджер Telegram. Тем не менее, на практике Дуров с мессенджером оставался и остаётся, как видно по динамике цен, главным драйвером монеты и проекта The Open Network.
TON пошёл на дно не один: монета Notcoin, которая базируется на блокчейне TON и выдавалась пользователям за выполнение различных заданий внутри Telegram, показала также падение на 28%. Notcoin позиционировал себя как первая крипта, которая прошла листинг на криптобирже в качестве актива на блокчейн-сети The Open Network.
Несмотря на то, что TON не связан ни с Telegram, ни с его основателем, Павел Дуров всё ещё сохраняет статус ключевой фигуры проекта. До этого момента подобная стратегия работала на руку: инвесторы симпатизировали риторике Дурова. Весной монета даже показала троекратный рост, достигнув цены в $7,6. Однако теперь наглядно показалась и обратная сторона криптопроектов, основанных на "личном бренде": несмотря на то, что проект TON, вероятно, вполне себе автономен и без участия Дурова, игроки на рынке стремятся избавиться от актива.
Подобную уязвимость "одной персоны" в теории носит и Ethereum, так как его глава Виталик Бутерин является широко известной медийной личностью. Тем не менее он не является столь лакомым кусочком для спецслужб, как Дуров, ведь эфир пока служит скорее песочницей для NFT и DeFi-проектов. Сатоши, основатель главной криптовалюты Bitcoin, мог бы быть в шорт-листе интересов ЦРУ и прочих структур, ведь через биткоин проходят множества сомнительных операций по финансированию терроризма, наркотрафика и прочих криминальных активностей. Но личность Сатоши никому не известна. Как и его местоположение. И даже в случае задержания основателя биткоин-сети монета вряд ли сильно потеряла бы в цене — уж слишком много майнеров в сети, которые не позволили бы встать системе под угрозу. Биткоину угрожает скорее то, что основную массу майнинг пулов выкупят крупные холдинги и положат децентрализации конец (что уже постепенно происходит сейчас).

Зона отчуждения

Однако такого козыря, как анонимность или широкая децентрализация у The Open Network нет. Согласно данным аналитической компании WhiteRabbit, 85,8% от почти всего объёма выпущенных монет осели на адресах, которые связаны друг с другом и с Ton Foundation — швейцарским некоммерческим фондом The Open Network, который поддерживает и финансирует сообщество TON.
Главный вопрос к проекту TON только в том, какую роль последние несколько лет занимал Павел Дуров. И смогут ли они убедить инвесторов, что эта роль была минимальна? Самому же Павлу Дурову сейчас придётся использовать весь свой переговорный ресурс: перед ним, помимо всего прочего, предстаёт риск экстрадиции в Штаты, где у регуляторов тоже есть вопросы по поводу деятельности мессенджера.