Рекордными тратами на контрацептивы за последние 5 лет отличились россияне в первом полугодии 2024 года, согласно данным из отчёта аналитической компании DSM Group. В январе–июне на презервативы и противозачаточные таблетки было потрачено 19,3 млрд рублей. Специально для "ДП" в DSM Group отдельно оценили показатели по Петербургу за январь–июль: на презервативы горожане потратили почти 300 млн рублей (+16,7% год к году), на гормональные пероральные контрацептивы — 1,2 млрд рублей (+2,7%).
Потребительская активность всегда отражает настроения в обществе. В сложные времена скромность трат наиболее заметна по тем позициям, без которых можно было бы обойтись. Например, по всевозможным модным БАДам с соответствующим ценником. Презервативы и противозачаточные средства тоже входят в число не самых доступных вещей. Так, средневзвешенная стоимость упаковки в Петербурге в январе–июле составила 476,8 рубля (+17,7%), противозачаточных таблеток — 1 622 рубля (+14,3%). Однако в противовес логике скромного потребления отказываться от таких покупок люди не торопятся.
Причины понятны. Власть не просто усилила социальную рекламную кампанию по созданию семьи и поддержке демографии, а превратила её в инструмент агрессивного маркетинга. Депутаты выступают с инициативами сделать бездетность и отсутствие супруга для молодого поколения невыгодными. Из каждого утюга звучат новости о бесплатных социальных наборах для новорождённых, а также об увеличении выплат.
Среди наиболее нездоровых предложений — ограничение для девушек доступа к высшему образованию, чтобы те "вспомнили о своём предназначении" и не упускали детородной функции.
Похожие заявления звучали и раньше, но в последние пару лет приобрели директивность, вызывающую недоумение даже у тех, кто по своей воле хотел бы завести ребёнка. Запрос на повышение рождаемости у государства вступает в конфликт с интересами граждан, которые стали более осознанно относиться к созданию семьи и не готовы заниматься этим вопросом, пока в мире не наступит стабильность.
А пока очевиден нездоровый перекос — материнство преподносится как средство повышения качества жизни (что–то вроде многодетности ради льгот и пособий). В норме же должно быть наоборот — улучшение демографической ситуации как следствие роста общего благосостояния.