Телеком–рынок может вырасти на 30% в течение следующих 5 лет. Но основную прибыль на нём станут приносить IT и кибербезопасность, а не услуги связи.
Российские телеком–операторы видят будущее рынка оптимистично. Согласно исследованию компании Nexign, большинство опрошенных (57%) предсказывают ежегодное увеличение рынка на 5–10%, в то время как 30% ожидают роста свыше 30% в течение следующих 5 лет. Только 10% считают, что рынок останется на прежнем уровне. При этом падения не ожидает никто.
Взгляд в будущее
В ближайшие 5 лет, по ожиданиям операторов, рост выручки от экосистемных предложений (телеком–услуги плюс партнёрские сервисы) составит 57%. Доход от сервисов по информационной безопасности и для борьбы с мошенничеством увеличится также на 57%. От комплексных предложений для бизнеса ожидают роста выручки на 50%, от цифровых сервисов (ОТТ) — на 40%, от облачных сервисов (IaaS, PaaS и ЦОД) — также на 40%, от конвергентных услуг — на 37%, от мобильной связи — на 23%. От финансовых сервисов — на 23%, от услуг частных сетей — на 17%, от спутниковой связи и рекламных сервисов — по 13% каждая. Выручка от широкополосного доступа в интернет вырастет только на 3%. А вот телефония, как ожидается, не принесёт больше никакой прибыли.
Дефицит кадров 73% респондентов отметили как главный негативный фактор, влияющий на их бизнес. Нехватка высококвалифицированных специалистов, особенно в области IT и кибербезопасности, остаётся одной из ключевых проблем операторов связи в последние годы. Для решения этой проблемы компании применяют различные стратегии: значительное повышение зарплат, автоматизация процессов разработки программного обеспечения, анализа данных и тестирования с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Также среди наиболее значимых проблем были названы санкционные ограничения (47%), а как следствие — дефицит телекоммуникационного оборудования и рост цен на него (43%).
Неоднозначные ожидания у игроков рынка от иностранных вендоров, покинувших Россию. 43% компаний считают, что зарубежные фирмы попытаются вернуться на российский рынок, но он уже будет занят отечественными решениями. 27% считают, что иностранцы вернутся в течение ближайших 10 лет. 17% предполагают, что они не вернутся вовсе, 13% ожидают, что иностранные вендоры придут обратно в Россию в течение ближайших 5 лет.
Среди трёх ключевых технологий, которые, по мнению операторов, окажут наибольшее влияние на IT–стратегию их компаний в ближайшие 5 лет, выделены традиционный ИИ, включая машинное обучение и предиктивную аналитику (50%), генеративный ИИ (40%) и микросервисная архитектура (37%). Примечательно, что технологии OpenRAN, которые активно продвигаются ведущими поставщиками телеком–оборудования на международном рынке, вызывают наименьший интерес у российских операторов — лишь 3% выбрали этот вариант.
Вынужденные меры
Рост телекома может быть ожидаемо обусловлен инфляцией, считает аналитик, ведущий telegram–канала @abloud62 Алексей Бойко.
"В России идёт цифровизация, а этот процесс опирается на телеком–сети. Современный телеком–оператор — это ещё и IT–компания, поэтому растёт вклад в её доходы со стороны таких направлений, как облачные сервисы, ИИ, кибербезопасность. Причём эти направления в доходах растут намного быстрее true–телекома", — добавляет он. Эти направления растут быстрее, потому что они пока что менее зарегулированы по сравнению с традиционным телекомом, где действия регуляторов можно сравнить с гирями на ногах, продолжает Бойко. Многие российские бизнес–компании уже оценили компетенции операторов в области IT–услуг и охотно наращивают объёмы закупаемых у них услуг.
Движение в сторону кибербезопасности во многом искусственно стимулируется регуляторами, а также общей геополитической ситуацией. Ведь сети связи и передачи данных являются объектами критической инфраструктуры.
"Я в целом согласен с тем, что для российских телеком–операторов нет другого выхода, кроме как расширение сферы деятельности, и экосистемный подход выглядит вполне интересным. То же можно сказать и о развитии таких направлений, как ЦОД и облачные сервисы, ИИ и ИБ. Замедление уже произошло в плане развития сетей наземной беспроводной связи. Сейчас даже выдача частот 5G уже не обеспечит яркого их развития, особенно на фоне жёсткого контроля тарифов со стороны ФАС", — заключает эксперт.
Выживут не все
Рост 5–10% вполне укладывается в стандартные стратегии телеком–операторов, говорит заместитель генерального директора "Комфортел" Татьяна Пыч. Операторы часто включают в свои планы сделки по слияниям и поглощениям (M&A). Рынок продолжит консолидацию из–за законодательных требований — небольшие операторы всё чаще оказываются не в силах выполнить требования регуляторов и продают активы.
"Теперь о прогнозируемых 30% роста. Такой скачок может быть реален, если телеком продолжит активно срастаться с IT. Раньше оператор связи был исключительно инфраструктурой для сервисов. Но сегодня, когда потребности крупных агломераций почти полностью закрыты, телеком начинает использовать свои мощности для предоставления IT–услуг", — говорит Пыч.
По её оценке, основные драйверы роста будут в области ИБ, аналитики больших данных, защищённых каналов связи и коммерческих ЦОДов. Скоростные каналы связи и их резервирование не замедлят темпов. Но можно ожидать, что всё больше операторов начнут развивать собственное ПО на базе внутренних IT–департаментов, усиливая тем самым свои позиции на рынке.