Задержание Дурова может повысить спрос на корпоративные мессенджеры

Задержание Павла Дурова может спровоцировать рост спроса на корпоративные мессенджеры. Бизнес сомневается, что в Telegram сохранится тайна переписки.

Многие российские компании использовали Telegram для внутренних коммуникаций. Однако чаще всего это касалось бизнеса, для которого сохранение конфиденциальных данных не было приоритетом. Для крупных компаний, которые могут позволить себе подписку на различное корпоративное ПО, а также для госкомпаний стандартом давно уже стали специальные мессенджеры, гарантирующие безопасность общения между сотрудниками.

Что используют вместо Telegram

Обычно для коммуникации в компаниях используют платформы с добавленной ценностью (проектные каналы, темы, задачи и интеграции). Типичные представители здесь Slack, Microsoft Teams, Zilup от зарубежных компаний. Из российского ПО можно выделить "Битрикс24", "МТС Линк", Yandex Messenger, VK Teams, Dialog, TrueConf, eXpress и так далее.
С подписками на зарубежные сервисы стало сложно после отключения России от системы SWIFT и ухода из страны иностранных компаний. "Проблемы появились, и их несколько — фактическое отключение пользователей (как с MS Teams), неуверенность в будущей работе поставщика на рынке, безопасность коммуникаций. Сложности перехода связаны с тем, что накопленный в платформах объём информации трудно перенести и жалко терять. Есть подразделения, которые общаются с зарубежными контрагентами и просто вынуждены использовать зарубежные платформы", — поделился директор по развитию бизнеса компании "Формат кода" Александр Жуков.
При этом спрос на отечественные разработки начал расти уже в 2022–2023 годах, отмечает основатель ИТ–интегратора AWG и маркетплейса SkillStaff Александр Хачиян. Происходит это всё по тем же причинам. "Бизнес, который покинул российский рынок, убрал возможность оплаты из РФ. Коммерческие структуры, не попавшие под санкции, отказывались от услуг зарубежных корпоративных мессенджеров, так как не могли их оплачивать. А компании, у которых осталась эта возможность, как правило, имеют штаб–квартиру или какую–то юрисдикцию за рубежом", — отмечает он. По его мнению, рост спроса продолжится и дальше, однако сильного скачка ожидать не стоит.
Александр Жуков считает, что спрос на корпоративные мессенджеры вырастет за счёт двух факторов. Первый — "рекламный" эффект от нарратива про "ключи Дурова", который заставит задуматься руководителей компаний о безопасности коммуникаций. Второй — объективная необходимость ухода от публичных мессенджеров.
Российские разработчики соответствующего ПО уже заметили повышение интереса пользователей к их продуктам. "Компании, в которых для части коммуникаций использовались публичные западные мессенджеры, от них отказываются в свете последних событий. Ведь становится очевидно, что данные этих компаний могут попасть наружу. Поэтому мы в течение этих нескольких дней наблюдаем скачкообразный рост спроса на нашу платформу", — говорит директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций eXpress Сергей Артёмов.
Партнёр и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин не склонен связывать спрос с личностью Павла Дурова. "В корпоративной среде намечается тренд на новые подходы к коммуникации. Люди переносят деловое общение из почты в Telegram, чтобы решать рабочие вопросы более оперативно. Несомненно, возникнет запрос и на разделение личной и рабочей переписки, что потянет за собой спрос на корпоративные мессенджеры", — убеждён он.

Как выбрать безопасный мессенджер для бизнеса

Выбор мессенджера зависит от размера компании, сферы бизнеса и бизнес–задач, которые стоят перед корпоративными коммуникациями, говорит руководитель внутренних коммуникаций группы "Рексофт" Екатерина Погорелова. "Если компания или команда небольшая (порядка 100 человек), то чаще всего мессенджеры используются в формате корпоративного чата, в котором писать и комментировать могут все сотрудники. Если компания больше, то создают информационные каналы, где публиковать информацию могут уже только ответственные за коммуникацию сотрудники. Также они принимают решение — давать возможность комментировать посты или нет", — поясняет она.
Однако полная безопасность корпоративных мессенджеров — это всё–таки миф. "Есть множество направлений атаки на мессенджеры и на людей, которые ими пользуются. Даже в шифрованных каналах существует опасность так называемой man in the middle–атаки. Это может быть совершенно незаметно клиенту и не требует никаких волшебных “ключей”. Нужен только контроль над разработкой серверной части платформы или возможность внести туда изменения", — рассказывает Александр Жуков.
Эксперты сходятся в том, что утечка данных из мессенджеров, которые позиционируют себя как корпоративные, возможна. Поэтому доверять свои данные можно только проверенным решениям, имеющим в портфолио сертификаты государственного образца, в частности ФСТЭК России.