Дом с участком земли на Каменном острове, принадлежащий обнакротившемуся банкиру Сергею Бажанову, вскоре могут выставить на торги.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел заявление Александра Кладова, финансового управляющего основного владельца Международного банка Санкт–Петербурга Сергея Бажанова, признанного в 2022 году банкротом (банк тоже банкрот), к управлению Росреестра по Петербургу. Управляющий обжаловал отказ чиновников погасить запись в ЕГРН об аресте недвижимости, принадлежащей финансисту.
Четырёхэтажное кирпичное здание 1917 года постройки (1,4 тыс. м2) с участком земли (1,7 тыс. м2) располагается на Каменном острове на набережной Малой Невки, 35Г, по соседству с правительственной резиденцией К2. Кадастровая стоимость здания и участка — 78,4 млн рублей и 67,7 млн рублей соответственно.
"Локация — один из ключевых факторов, который будет определять спрос на данный актив. Его уникальное расположение в престижном районе Санкт–Петербурга, с видом на реку, делает объект потенциально привлекательным как для коммерческого, так и для жилого использования", — отмечает партнёр NF Group Станислав Бибик.
Этот актив сравнительно недавно вернулся к Сергею Бажанову. Несколько лет назад финансист продал здание с землёй старшему партнёру юридической компании "Дювернуа лигал" Игорю Гущеву. Но затем сам же Бажанов оспорил сделку, прося суд признать её недействительной. Петроградский райсуд в 2020 году отказал финансисту, но по его жалобе Горсуд Петербурга отменил решение нижестоящей инстанции и признал сделку в 2021 году недействительной.
С 2020 года эта недвижимость находилась под арестом, наложенным судебными приставами, но в марте 2022–го приставы сняли обременение.
Управление Росреестра отказалось по заявлению Кладова погашать запись об обременении недвижимости в ЕГРН. А без урегулирования юридических вопросов недвижимость невозможно выставить на банкротные торги. Как оказалось, помешала чиновникам по сути техническая ошибка: в постановлении о снятии обременения приставы не указали дату самого ареста.
Впрочем, пока шёл судебный процесс, проблемная ситуация разрешилась. В итоге арбитраж отказался удовлетворить заявление финансового управляющего, констатировав, что сейчас спорная запись погашена.
Финансовый управляющий Александр Кладов не ответил на запрос "ДП", в том числе и о размере долга Бажанова. Однако в материалах банкротного дела финансиста на апрель этого года размер его долгов, включённый в реестр кредиторов, составлял 21,4 млн рублей. Но есть ещё требования и иных кредиторов на общую сумму более 1 млрд рублей. Правда, с ними будут расплачиваться только после того, как погасят требования реестровых кредиторов, как того требует закон.
“
"Этот спор хорошо демонстрирует, как инструменты, разработанные для защиты права, эту защиту, наоборот, усложняют, — говорит юрист Delcredere Наталья Евгеньева. — Процесс снятия арестов в процедуре банкротства зачастую представляет серьёзную проблему. К сожалению, госорганы, вовлечённые в этот процесс, не всегда облегчают работу юристам".
В целом такие ошибки в постановлениях приставов хотя и встречаются, но не являются массовым явлением и серьёзно на банкротную процедуру повлиять не могут, считает управляющий партнёр адвокатского бюро "Фремм" Владимир Мечтаев.
"В данном случае проще было пойти к приставу и попросить его исправить своё постановление, а не обжаловать в суде отказ Росреестра. Финансовый управляющий в итоге так и сделал, а судебный процесс оказался лишней тратой времени", — отмечает эксперт.