В Госдуму внесена инициатива по ужесточению условий работы для таксистов–мигрантов.
Группа депутатов и сенаторов во главе с руководителем ЛДПР Леонидом Слуцким внесла в Госдуму проект поправок в законодательство, которые обяжут таксистов–мигрантов сдавать практический экзамен на права в России. При действующих нормах проблематично понять уровень компетенции иностранных таксистов, отмечается в пояснительной записке.
На сегодняшний день работать в такси с национальными водительскими удостоверениями могут только шофёры из стран, где русский язык принят в качестве официального или государственного (например, Белоруссия, Кыргызстан, Казахстан). Гражданам других стран требуется обменять свои права на документы российского образца. Для этого в соответствии с действующей редакцией закона "О безопасности дорожного движения" (БДД) им требуется только сдать теорию. Подтверждением практических навыков вождения, что логично, служит уже имеющееся удостоверение родной страны. Теперь же депутаты предлагают сделать и практическую часть обязательной. Проходить обучение в российской автошколе мигрантов заставлять не собираются.
Новелла местами сформулирована довольно расплывчато. Например, указывается, что сдача практики будет обязательна для "лиц, планирующих осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси". Что может помешать мигранту не признаваться в ГАИ, что он собирается заняться извозом, и получить права только на основании теоретического экзамена?
Видимо, чтобы прикрыть эту потенциальную брешь, поправки также вносятся в требования к водителю такси, которые прописаны в регулирующем отрасль федеральном законе № 580. К действующим критериям о трёхлетнем стаже, отсутствии медицинских противопоказаний и наличии разрешения на перевозку депутаты предлагают добавить наличие документа, подтверждающего успешную сдачу экзаменов (теории и практики) в ГАИ. Проблема в том, что сейчас таким документом как раз являются водительские права, а никаких дополнительных справок по итогам испытаний Госавтоинспекция не выдаёт.
По данным ГАИ, в 2023 году права в России получили чуть более 1 млн человек. В том числе после обмена национальных документов — 41,2 тыс. шофёров. Всего за прошлый год инспекция провела 5,6 млн экзаменов — 2,6 млн по теории и 3 млн по практике. Вождение сдают с первого раза только 10% испытуемых. Вряд ли приток мигрантов на практические экзамены окажет сильное воздействие на систему выдачи водительских удостоверений. Но даже сейчас она уже очевидно перегружена.
В единственном на почти 6–миллионный Петербург межрайонном регистрационно–экзаменационном отделе ГАИ (МРЭО), если верить статистике, за 2023 год провели 110,5 тыс. практических экзаменов по вождению. Это в среднем более 300 экзаменов каждый день, или около 40 экзаменов каждый час в течение рабочего дня.
ЛДПР ещё в 2023 году предлагала убрать из законодательства послабления для владельцев прав из стран, где русский язык имеет официальный статус. И сейчас тема мигрантов–таксистов в Думе довольно популярна. В мае первый зампредседателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев предложил запретить работать в такси всем мигрантам, за исключением граждан государств — членов ЕАЭС. Аналогичные меры в июне предлагала обсудить член думского комитета по делам национальностей Анастасия Удальцова.
Обсуждаемые сейчас поправки действительно создадут сложности для мигрантов, желающих сесть за руль для заработка, говорит вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Однако о данном законопроекте наверняка скоро забудут, уверен эксперт. "Эта инициатива появилась в строительном лобби. Сейчас всем нужны рабочие руки, и строители решили организовать таксистам побольше проблем. Понятно, что эта инициатива принята не будет, но она создаёт дополнительное напряжение", — замечает Антон Шапарин.