В Латвии "подвис" вопрос о грузоперевозках в РФ из-за официальной позиции Риги

Автор фото: Ковалев Петр
Большегрузные автомобили на таможенном посту. Архив.
Грузоперевозчики Латвии в этом году смогут получить разрешения на рейсы в Россию (так называемые "дозволы"), но только если российская сторона сама привезёт их в посольство.
Министерство сообщения Латвии больше не запрашивает у Москвы разрешений на грузоперевозки "по политическим соображениям", и Рига не будет совершать никаких активных действий, заявил советник министра сообщения Янис Мейранс в эфире Латвийского радио.
По его словам, российская сторона уже прислала ноту с предложением забрать разрешения. Со стороны официальной Риги "возражений нет", но при этом остаётся открытым вопрос, дойдут ли разрешения до адресатов — латвийских грузоперевозчиков, так как министерство "ждёт официального извещения российской стороны".
"Если российская сторона осуществит своё желание выдать разрешения, привезёт их в посольство — тогда ситуация в этом году ещё будет такой, какая она есть. Они могут решить привезти (разрешения) завтра или на следующей неделе. Мы никаких активных действий совершать не будем", — заявил Мейранс (цитата по LSM).
Он добавил, что понимает ситуацию в отрасли, когда грузоперевозками в РФ занимаются все, кроме Латвии, и предложенные Россией разрешения могут взять литовцы или эстонцы, но считает торговлю с Россией "неприемлемой с моральной точки зрения".
На российском рынке работает около 1 тыс. латвийских перевозчиков, или более пятой части от общего числа. В конце прошлого года Латвия получила 28,5 тыс. разрешений на международные грузовые перевозки в Россию или через российскую территорию — в 1,5 раза меньше, чем год назад. Одно разрешение стоит около 12 евро. Лицензия действительна в течение года, но является разовой.
Действующие разрешения у большинства коммерсантов истекли, и вместо латвийских компаний грузы из Латвии теперь возят перевозчики из Эстонии, Литвы, Польши и других стран. В Россию везут детское питание, лекарства, алкоголь и другие товары, производимые в Латвии и не попавшие в санкционные списки.
О проблеме с разрешениями на рейсы в РФ латвийские грузоперевозчики заявили в конце июля. Дальнобойщики отметили, что полностью отказаться без российского направления нереально: тысячи семей останутся без средств к существованию.
Латвия с 2019 года сократила долю экспорта с Россией с 9% до 6%, но в стоимостном выражении он по-прежнему превышает 1 млрд евро, как и 4 года назад.
Полный разрыв экономических связей с Россией, по оценке Банка Латвии, нанесёт удар по латвийской экономике в размере порядка 2% ВВП.