Адаптация к санкциям: как изменился российский рынок мобильных приложений

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Новые экономические условия и ограничения со стороны Google Play и App Store изменили рынок мобильной разработки в России. Теперь компании обращают больше внимания на веб-приложения и мини аппы.

По прогнозам МНИАП, к концу 2024 года выручка на российском рынке мобильных приложений превысит 400 млрд рублей, что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. В условиях трансформации рынка и усиления конкуренции, мобильные приложения становятся ключевым инструментом для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности взаимодействия с клиентами.
Рынок разработки мобильных приложений в России сегодня переживает значительные изменения под влиянием санкций, которые ограничивают доступ к глобальным площадкам и технологиям. Однако, несмотря на эти вызовы, рынок продолжает динамично развиваться, предлагая новые решения для бизнеса и адаптируясь к изменившимся условиям.
Участники круглого стола, организованного "Деловым Петербургом", обсудили ключевые тенденции на рынке, влияние санкций и новые возможности для бизнеса, открывающиеся благодаря мобильным технологиям.
За последние три года у бизнеса, в особенности у малого и среднего, отношение к мобильным приложениям изменилось. Компании стали более внимательно относиться к выбору заказчика, а также теперь чаще делают ставку на качество разработки, продвижение приложений, на их техподдержку. Причиной стали новые экономические реалии — компании стараются экономить и тратить каждый рубль с умом.
"Раньше представители малого и среднего бизнеса плохо представляли, зачем нужны мобильные приложения и как они работают. Сейчас качество их экспертизы повысилось. Отмечу, что чаще всего они хотят получить сложные приложения на основе готовых коробочных решений за небольшие деньги. Если говорить в целом о рынке, то всё больше заказчиков используют мобильные приложения для повышения эффективности рабочих процессов. Например, в строительной сфере востребованы продукты, направленные на оптимизацию работы сотрудников, которые находятся вне офиса. Также есть высокий спрос на приложения для управления инфраструктурой жилых комплексов, бизнес-центров и умных зданий — этот сегмент активно растёт", — отметил генеральный директор PMP TECH Николай Подолян.
Генеральный директор InstaDev Николай Соцкий соглашается, что малый и средний бизнес в основном интересуется более дешёвыми готовыми кроссплатформенными решениями. В то же время перед крупными компаниями стоят другие задачи. Многие из них за последние 10 лет создали и запустили большое количество мелких мобильных проектов, каждый из которых выполнял одну какую-нибудь функцию. Сейчас они стараются объединить все эти функции в рамках одного приложения или же пытаются создать суперапп.
"Области, в которых бизнес применяет мобильные приложения разнообразны: регулирование работы удалённых сотрудников, управление складами, доставкой, водителями, выстраивание эффективной логистики, формирование отчётности. Это внутребизнесовые направления", — добавил Соцкий.

От традиционных приложений к мини аппам

Большое влияние на рынок разработки оказали ограничения со стороны главных магазинов приложений — Google Play и App Store. В первую очередь это касается крупных компаний, которые уже попали под санкции или рискуют туда попасть. Напомним, что с 2022 года оба стора активно удаляют приложения российских банков, инвестиционных компаний и платёжных систем.
"Средний и малый бизнес при этом столкнулся с отключением монетизации в магазинах. Это повлияло на огромное количество компаний которые с помощью неё зарабатывали. Сейчас также можно увидеть, что магазины приложений не дают даже регистрировать функцию покупки в App Store. Хорошая новость — российские магазины, такие как RuStore, запустили монетизацию и компании начали переезжать туда", — продолжил Николай Соцкий.
IT— директор компании "KODE" Николай Николенко замечает, что если раньше клиенты просили сделать нативные приложения на iOS и Android, просто потому что не было необходимости в знаниях альтернативных решений, то теперь они обращают больше внимания, уточняют сами и уже знают кроссплатформенные решения на RactNative, на KMP, а также мини аппы: VK Mini Apps и Telegram Mini Apps. Технически разработка двух нативных приложений на две разные операционные системы затратнее, потому что для этого нужны две команды разработчиков, работающих параллельно. Но с точки зрения бизнеса это не всегда оправдано. Для простых решений или где приложение — это тонкий клиент, без дополнительной специфической логики, часто достаточно кросплатформенного решения. А есть задачи, которые без нативных технологий сложно реализовать.
Начальник отдела проектного управления Управление развития перспективных проектов Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (СПб ГУП "СПб ИАЦ") Анастасия Тюева-Зряхова отмечает ещё один плюс мини аппов — наличие уже сложившейся аудитории. Например, комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга создал приложение для горожан "Я здесь живу" на основе платформы VK Mini Apps.
"У органов государственной власти и так существует большое количество порталов, и в некоторых случаях посещаемость у них небольшая. Поэтому мы поняли, что городским сервисам лучше идти на те площадки, на которых уже есть люди. Мы развиваем свои приложения на платформе "ВКонтакте". Сейчас в нашем арсенале 16 сервисов, которые закрывают разные потребности горожан — запись в детские сады, обращения по ЖКХ и городские афиши. Для предпринимателей у нас есть сервис, который помогает подобрать локацию для аренды торгового места", — поделилась она.
Ещё один аргумент в сторону мини аппов — у Google Play и App Store появились проблемы с публикацией обновлений для приложений. По словам Тюевой-Зряховой, бывает, что в App Store обновления находятся на модерации в течение месяца.
Это подтверждает Николай Подолян: "Сейчас бизнес даже старается размещать приложения в первую очередь в RuStore, нежели в Google Play. Мы лично в последнее время сталкиваемся со сложностями проверки в этом сторе. При этом в App Store раньше этап ручной проверки был гораздо более сложный, а сейчас наоборот — Apple более лояльно согласовывает приложения, нежели Google. Бывает, что полтора месяца приложение висит и без каких-либо фидбеков от модераторов. А RuStore, многие кто протестировал, хвалят. Платформа развивается и не стоит на месте".

Веб или суперапп

Первый бум мобильных приложений прошёл давно, говорит руководитель проектной группы компании arcsinus Андрей Головин. Сейчас люди не так часто скачивают приложения, исключение, разве что, составляют игры.
Поэтому у компаний появился новый запрос — исправление и совершенствование сервисов, созданных ими когда-то давно, как временные решения.
Анастасия Тюева-Зряхова также отметила, что сейчас один пользователь в среднем скачивает 1-3 приложения в год. При этом у российских потребителей за последние 2,5 года наблюдается новый поведенческий паттерн — теперь они не скачивают приложения, а идут в браузер, вводят поисковый запрос и ищут нужный им сайт или ресурс.
Поэтому многие российские компании обратили внимание на PWA-приложения — версии веб-сайта, адаптированные под Android и iOS-устройства пользователей. PWA-приложения сейчас активно используют банки, которых изгнали из Google Play и App Store.
"Можно не тратить деньги на поддержку iOS и Android-команд по разработке, проще вложиться в PWA-приложение, которое гораздо более выгодное решение и с точки зрения маркетинга. Оно хорошо синхронизируется с запросами через поисковые системы, таким образом можно привлечь новую аудиторию", — отметила эксперт.

Мобильные продажи

Директор цифрового продукта ГК "Детский мир" Микаэл Гелецян придерживается противоположного мнения. У "Детского мира" наоборот наблюдается сильный рост продаж через мобильные приложения — с 70% до 95%: "Мы напротив не видим рост популярности веб-версий на нашем рынке. Мы также пытались сделать свой суперапп, но мне кажется, что их популярность наоборот идёт на спад. Сейчас самый успешный пример здесь — это Yandex Go, а остальные кейсы говорят о том, что эта модель потребления не так хорошо приживается. Что касается альтернативных сторов, то отмечу, что их доля в наших продуктах достаточно мала, но она растёт".
Также Гелецян добавил, что из-за новых ограничений магазинов, сложная ситуация сложилась у разработчиков игр и всех сервисов, которые базируются на In-app-интерфейсах (рекламе, всплывающей внутри приложений) или подписках. Уход иностранных платёжных систем, таких как Apple Pay, привёл к бурному развитию российских аналогов, например, SberPay или "Яндекс Пэй".
Директор по маркетингу ПАО "КИФА" Кирилл Кожевников поделился опытом применения приложений российским бизнесом для трансграничной торговли, в частности, с Китаем.
Привычки пользователей в России и в Китае сильно отличаются. В Поднебесной вся цифровая жизнь сосредоточена в мессенджере WeChat, в который выполняет функции не только соцсети, но и платёжной системы, сервиса для торговли и покупок. Именно эти особенности нужно учитывать российскому бизнесу, который хочет выйти на китайский рынок.
"У российских компаний-продавцов есть разные потребности и привычки. Есть малый и средний бизнес, есть селлеры на маркетплейсе, которые через нас закупают у поставщиков товары из Китая. В данном случае работают стандартные приёмы e-commerce — открытый каталог, в котором можно посмотреть товары, добавить их в корзину, сравнить между собой и оформить покупку — эта история решается сайтом или мобильной версией сайта, но нативное приложение будет работать чуть лучше", — говорит Кожевников.
Также есть более крупные представители сегмента трансграничной торговли, которые привыкли к консервативным методам работы с клиентами — использование таблиц Excel, прайс-листов, долгих созвонов и т.п.
"В таких моментах цифровизация очень полезна и мобильное приложение здесь очень может помочь, потому что всё находится в одном месте и имеет нормальный интерфейс. Также мобильные приложения в b2b-сегменте можно использовать для трекинга товаров, проверки статуса поддержки, работы с таможней. Кроме того, здесь можно сделать интеграцию с сервисом маркировки "Честный знак" — все эти элементы можно объединить в одно приложение", — заключил эксперт.

Разработка — только первый этап

"Бизнесу важно помнить, что разработка мобильного приложения — это не когда тебе просто делают само приложение. Нужна его дальнейшая техподдержка и обновления. Запуск первой версии не означает, что ты перестаёшь платить. Наоборот траты могут только вырасти", — подчеркнул Микаэл Гелецян.
При этом важно подстраховаться на случай, если компания-разработчик откажется с вами в дальнейшем сотрудничать и оказывать техподдержку. Гелецян советует найти технического специалиста-адвайзера, который удостоверится, что приложение могут поддерживать другие специалисты.
Андрей Головин в свою очередь советует включить в контракт с разработчиком гарантийные обязательства по поддержке приложения.
"Заказчики приходят часто, не понимая, чего конкретно они хотят. Они не знают, сколько они готовы инвестировать в разработку и как быстро хотят её окупить. Очень часто они забывают о маркетинговой поддержке. Мало создать приложение, нужно ещё заставить пользователей его скачать и научить им пользоваться", — подытожил он.