Онлайн–сегмент фармацевтического рынка развивается быстрее, чем рынок в целом. Покупатели привыкли бронировать препараты и забирать их в пунктах выдачи и аптеках.
Согласно подсчёту аналитиков компании DSM Group, динамика онлайн–сегмента фармацевтического рынка за 7 месяцев 2024 года составила +27%. Доля e–commerce — 13,5%. Это на 1,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года, и на 0,8% больше, чем за весь 2023 год. Оборот онлайн–рынка за 7 месяцев — 152,4 млрд рублей.
В тройке лидеров находятся биологически активные добавки с долей 26,7% (выше уровня прошлого года на 2,4%), селективная косметика премиум– и люкс–класса с показателем 25,3% (+2,4%), изделия медицинского назначения — 20,6% (+1,3%).
Пока что достать до показателей прошлого года не удалось лечебной (активной) косметике, которая отстала на 0,3%, косметике (mass market) и предметам ухода за больными с равным уровнем уменьшения доли на 1,1%.
Также в исследовании отмечается, что продажи дорогих препаратов растут, а дешёвых — падают. Средняя аптечная наценка составляет около 21%.
Директор DSM Group Сергей Шуляк подчёркивает, что это нормальное развитие рынка и онлайн–сегмент растёт не так глобально, как изначально прогнозировали специалисты. Всё ещё среди населения остаётся популярна тенденция пользоваться традиционным способом покупки препаратов в аптеках. "Динамика онлайн–рынка в последние годы выше. Но так как его база меньше, то рост не настолько значительный, как кажется", — отмечает Шуляк.
Директор аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов согласен с тем, что темпы развития онлайн–сегмента сейчас опережают динамику всего рынка. Он напоминает о растущем потребительском интересе к онлайн–формату приобретения препаратов. Эксперт подчёркивает, что такой вид считается более удобным с точки зрения покупателя. Поэтому эксперт полагает, что нынешние темпы роста — далеко не предел.
"Сейчас развитие онлайн–сегмента фармацевтики искусственно сдерживается за счёт законодательных ограничений на продажу рецептурного ассортимента. И если бы этих ограничений не было, то динамика рынка была бы более выражена", — поясняет Беспалов.
Оба эксперта считают, что рост онлайн–сегмента напрямую никак не скажется на рынке в целом. Большая доля развития e–commerce происходит за счёт формата бронирования, когда покупатель предварительно заказывает интересующий препарат и потом выкупает его в аптеке. Такой "половинчатый" бизнес способствует развитию и офлайн–организаций. Так что массового закрытия традиционных аптек ожидать не стоит.
"Сейчас онлайн–формат на фармрынке — это некий дополнительный инструмент, который позволяет вести офлайн–бизнес. Не сказать, что это совершенно самостоятельное направление, которое конкурирует с офлайном. По сути это надстройка", — говорит Беспалов.
Сергей Шуляк согласен с тем, что фармацевтический офлайн будет держаться достаточно долго и стабильно.