Федеральные сети продолжают захватывать рынок розничной торговли продуктами, выдавливая локальных игроков.
Доля крупнейших продовольственных сетей продолжает стремительно расти в общем обороте FMCG–рынка. Поглощение крупными ретейлерами региональных сетей за последние годы только усилилось. По итогам этого года аналитики ожидают, что совокупный оборот крупнейших ретейлеров этого сегмента может увеличиться на 26,4%.
Крупная рыба
По данным экспертов INFOLine, доля топ–10 крупнейших ретейлеров уже приближается к 45% в общем обороте FMCG–рынка. За первое полугодие текущего года рост их выручки оказался вдвое больше, чем в первой половине 2023 года (24,7% против 11,6%). Общий рост продуктового товарооборота в денежном выражении достиг 5,2 трлн рублей.
"Лучший показатель по динамике выручки в первом полугодии показал “Самокат”, увеличивший продажи на 84,1% год к году, до 110 млрд рублей. “Лента” продемонстрировала рост на 60,8%, до 413,6 млрд рублей, “ВкусВилл” — на 33%, до 159,26 млрд. 20%–ный рубеж в динамике преодолели X5 Group (рост на 25,9%, до 1,85 трлн рублей), “Бристоль” и “Красное и Белое” (25,6%, до 640,3 млрд), “Магнит” (20,3%, до 1,4 трлн). Продажи “О’Кей”, Auchan и Metro, делающих ставки на крупный формат, растут медленнее, чем у конкурентов: за первое полугодие они увеличились на 2–13,1%", — говорится в обзоре INFOLine.
Такие тенденции на рынке происходят из–за роста цен на продукты, увеличения спроса на доставку, а также вытеснения локальных игроков. Так, по данным INFOLine, доля региональных сетей снизилась с 15,4 до 14,1%. Потребители постепенно уходят в федеральные торговые сети, которые расширяют свою представленность в регионах, открывая всё больше новых торговых точек. В условиях ценовой конкуренции трафик перетекает в федеральные сети, которым проще найти персонал и помещения.
Основатель коммуникационного агентства TUNE production Анна Мякинина замечает, что с увеличением доли крупных федеральных ретейлеров небольшие региональные сети могут столкнуться с серьёзными вызовами. Концентрация рынка и агрессивные стратегии крупных игроков, такие как ценовая политика и расширение ассортимента, могут затруднить существование небольших компаний. Многие из них могут не иметь ресурсов для конкуренции с гигантами. Это может привести к уменьшению общего числа игроков продуктового розничного рынка.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская считает, что увеличение доли происходит, но не очень значительное, в основном за счёт сделок M&A.
"Не думаю, что число небольших региональных сетей в скором времени будет сокращаться. Региональные сети специализируются на местной продукции или работают в таких локациях, где не представлены федералы. Кроме того, уходят одни сети, появляются другие. А вот средние по размеру выручки и количеству магазинов сети гораздо более уязвимы — они в большей степени конкурируют с федералами. Небольшие ретейлеры редко конкурируют с федеральными сетями", — говорит эксперт.
Дома стены помогают
В Петербурге действительно есть сети, которые за много лет работы завоевали лояльную аудиторию и продолжают уверенно работать в своём сегменте. Например, универсамы "Сезон" продолжают развиваться за счёт грамотной работы с ассортиментом. Дискаунтеры "Семишагофф" активно открывают новые торговые точки в Петербурге и Ленинградской области, кратно увеличивая число своих магазинов. Сохраняет присутствие и не сокращает количество торговых точек одна из первых розничных сетей Петербурга — торговый дом "Реалъ".
Анна Мякинина отмечает, что крупные ретейлеры, основанные в Петербурге, такие как "Лента" и "О’Кей", занимают значительные позиции на рынке. "Лента" демонстрирует стабильный рост и расширение сети, что позволяет ей укреплять свои позиции как в Петербурге, так и в других регионах. "О’Кей" также удерживает свою долю на рынке, хотя может сталкиваться с более жёсткой конкуренцией со стороны "Ленты" и других федеральных сетей. Обе компании активно адаптируются к изменениям потребительских предпочтений, внедряя новые технологии и улучшая сервис.
"Тем не менее небольшие региональные ретейлеры могут найти свои ниши, предлагая уникальные продукты, акцентируя внимание на местном производстве, а также обеспечивая индивидуальный подход к клиентам. Если они смогут адаптироваться к меняющимся условиям рынка и предложить что–то, что крупные сети не могут, то у них есть шанс выжить и даже развиваться в условиях жёсткой конкуренции", — замечает Мякинина.
Устали экономить
Интересно, что среди топ–10 компаний, по данным INFOLine, выручка сократилась лишь у компании "Торгсервис" (сети "Светофор" и "Маяк"). В первом полугодии 2024 года она снизилась незначительно — на 0,3%, до 192,3 млрд рублей. Также, по словам генерального директора "INFOLine–Аналитики" Михаила Бурмистрова, с начала года "Светофор" закрыл 10% магазинов.
Всё это наводит на мысль, что формат жёстких дискаунтеров всё же подошёл к пику своего развития и теперь не будет расти такими же бурными темпами, как прежде. Хотя именно в этом направлении последние годы старались развиваться все крупные ретейлеры, запуская собственные магазины низких цен.