Покупатель не всегда прав: как плохие отзывы убивают бизнес на маркетплейсах

Автор фото: vostock-photo

Компании, продающие свои товары через маркетплейсы, получают до 10% негативных отзывов, не связанных с качеством самого товара. Поток этой отрицательной информации приводит к снижению рейтинга компании на 1 балл.

Рынок электронной коммерции растёт, конкуренция обостряется, отзывы покупателей играют всё большую роль при выборе товара и продавца. Поэтому проблема негативных отзывов становится всё острее для компаний, продающих товары на маркетплейсах.

Причины негативных комментариев

Однако не все претензии покупателей бывают связаны именно с качеством приобретённого товара. Примерно 5–10% негативных отзывов вызваны работой служб доставки. Об этом "ДП" на условиях анонимности рассказали владельцы нескольких компаний, продающих свои товары на различных электронных платформах.
Селлер крупногабаритной техники, работающий через Wildberries и Ozon, рассказал, как в сентябре ему было возвращено на склад более 55 единиц товара — кулеры и бойлеры для воды. Причиной стала необходимость заменить упаковку, боковые панели или двери оборудования. По мнению продавца, к проблемам приводит неправильная загрузка товаров в фуры при доставке — к примеру, хрупкий груз складывают в начало салона. Такая укладка при торможении приводит к росту давления на этот товар. Небрежное отношение персонала пунктов выдачи заказов при погрузке тоже сказывается на состоянии товара. В результате у покупателя создаётся впечатление, что ему продали товар, уже бывший в употреблении.
Представитель другой компании, занимающейся продажей на электронных площадках бытовой техники, поделился с "ДП" случаем из своей практики. Маркетплейс при возврате техники покупателем не вернул её компании, а отправил другому покупателю, что привело, соответственно, к негативному отзыву: покупатель поставил продавцу низкую оценку. "Надо было вернуть технику нам, а не отправлять её новому клиенту", — считает представитель компании.
Эксперты, опрошенные "ДП", сходятся в том, что проблема, озвученная бизнесом, действительно существует. "Маркетплейс формирует рейтинг, который в ряде случаев не отражает объективную оценку продавца покупателем, а скорее субъективную негативную реакцию, связанную со сроком доставки товара или его транспортировкой (например, помятая коробка), — говорит ведущий юрист юридической компании Intellect Елена Соплина. — Возможно, покупатели не ознакомлены с пользовательским соглашением (офертой), где чётко разграничена ответственность между маркетплейсом и продавцом. В результате покупатель без раздумий оставляет отрицательный отзыв продавцу, хотя он по своей сути не относится непосредственно к товару и/или продавцу".

Что делать продавцам

По словам представителя одного из селлеров, у которого выделен специальный штат для решения вопросов по возвратам и компенсациям с маркетплейсами, компания ведёт только внесудебную работу. Служба поддержки маркетплейсов запрашивает фото и видеофиксацию в момент сборки заказа, чтобы было видно сам товар, штрихкод и этапы упаковки товара для заказов по системе FBO (со склада маркетплейса). Компания приобрела специальные камеры для склада и ведёт запись всех этапов сборки заказов с сохранением огромного объёма архива данных.
"Ежедневно ведём работу со службами поддержки маркетплейсов, также обращались во время личных встреч к представителям маркетплейсов. Нам отвечают: это большая проблема, пока они не могут на неё повлиять!" — рассказал источник "ДП". По его словам, в таких ситуациях компания предлагает клиентам бесплатную замену товара или компенсацию в виде подарков.
По мнению экспертов, потенциально одним из способов защиты селлера от необоснованных негативных отзывов мог бы послужить иск о защите деловой репутации, который в принципе зарекомендовал себя в судебной практике в качестве эффективного средства защиты бизнеса. Однако ответчиком в такого рода спорах будет выступать сам маркетплейс. А спор с ним невыгоден в первую очередь самому продавцу. В настоящее время опрошенным "ДП" экспертам неизвестна практика предъявления подобного рода требований.
По мнению Елены Соплиной, у компаний остаётся не так много вариантов действий. Эксперт рекомендует продавцам обращаться к администрации платформы с просьбой не снижать оценку, если клиент недоволен не самим товаром, а доставкой. Она предлагает разделить отзывы на категории, выделив из них, к примеру, сам товар, ПВЗ и доставку.
Среди других мер Соплина рекомендуют селлерам максимально широко информировать свою аудиторию о проблеме — на сайте, в блоге или же через независимые платформы.
В качестве крайней меры эксперт советует обращаться в суд с иском о возмещении убытков, вызванных появлением негативных отзывов. При этом судебной практики, в которой разрешались бы обозначенные проблемы, эксперты также не обнаружили.
Единственное, что более–менее вписывается в параметры судебной защиты и что удалось найти "ДП", — это споры владельца товарного знака бытовой техники Garlyn Олега Машинистова, вызванные негативными отзывами покупателей на Ozon. Ранее "ДП" писал о том, что бизнесмен просил суд об установлении юридически значимых фактов: признать не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию ряд отзывов пользователей о различных товарах Garlyn (мультиварке, кофеварке, варочной панели и т. д.), размещённых на Ozon. Часть исков отклонена, но предприниматель обжаловал отказы.
Впрочем, по мнению экспертов, даже если суды удовлетворят требования предпринимателя, то маркетплейс не обязан удалять комментарии. Получается, что даже и в этом случае цель не была бы достигнута.
Раньше на рейтинг магазина могли влиять отзывы о качестве доставки, работе курьеров или ПВЗ. Но с сентября мы стали рассчитывать его по–новому. Теперь рейтинг магазина зависит только от оценок товаров, купленных в этом магазине за последние 3 месяца. Все оценки проходят многоуровневую систему защиты, а недостоверные отбрасываются. Также на "Яндекс.Маркете" есть оценка качества работы магазина. Она основана на самых важных аспектах работы продавца с площадкой и покупателями. Например, вовремя ли он привозит товары или передаёт их в доставку, часто ли он отменяет заказы, много ли возвратов по его вине и т. д.
пресс–служба "Яндекс.Маркета"
Наша круглосуточная поддержка всегда готова помочь продавцу в разрешении его проблемы. Ситуация с модерацией отзывов не является исключением. Wildberries внимательно относится к качеству UGC–контента на платформе. Наши антифрод–алгоритмы выявляют накрученные отзывы, спам или нерелевантные отзывы. Мы постоянно улучшаем наши нейросети и расширяем тематики, отзывы по которым могут быть признаны недобросовестными или не относящимися к качеству продукции. Как правило, модерация новых отзывов занимает до нескольких часов (в отдельных случаях — до суток). Мы постоянно дорабатываем свои алгоритмы и всегда нацелены на то, чтобы минимизировать количество потенциальных ошибок в системе.
пресс–служба Wildberries
В настоящее время у продавцов нет эффективных юридических средств защиты от такого рода отзывов, поскольку их обработка и размещение осуществляются в соответствии с правилами торговой площадки, изменение которых могло бы помочь избежать эмоциональных и не связанных с действиями продавцов отзывов. Примером этому может служить политика одного из крупнейших в мире маркетплейсов Amazon.com: пользователи не должны оставлять отзывы о проблемах с доставкой товара или о его повреждении в пути, поскольку информация на сайте должна помогать потенциальным покупателям составить впечатление о самом продукте, а не об индивидуальном опыте его заказа.
Анна Михайлова
юрист практики разрешения споров Versus.legal