Льготные кредиты начали мешать борьбе с инфляцией в России

Автор фото: Лидия Верещагина / "ДП"
На этой неделе, то есть сразу после повышения ключевой ставки до 19% годовых, Банк России вновь ворвался в информационное пространство страны, выложив в открытый доступ проект "Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2025 год и период 2026 и 2027 годов".
Конечно, большинство стратегических смыслов, вынесенных на ста страницах на суд профессиональной общественности, уже неоднократно декларировались. В их числе тезисы о необходимости повышения финансовой грамотности и формирования "основ финансовой культуры и рационального поведения".
Однако появились в стратегической коммуникации Банка России и новые вводные. Часть из них пока выглядит откровенной фантастикой. Как, скажем, проект по созданию системы жилищных сбережений, которая предоставит гражданам возможность накопления первоначального взноса на ипотечный кредит. Но другие явно готовят и банкиров, и топ–менеджеров компаний к серьёзным, если не сказать — радикальным, изменениям финансового ландшафта.
Речь про предложение фактически ликвидировать многоуровневую систему льготного государственного кредитования предприятий, сместив субсидирование важных для властей отраслей — будь то IT–стартапы или промышленные гиганты — в сферу рынка ценных бумаг.
На фондовом рынке действительно существует явная дискриминация акционерного финансирования по сравнению с долговым. А внутри долгового финансирования наблюдается явная дискриминация рынка облигационных заимствований. При этом банковский кредит является очевидным монетарным механизмом финансирования, имеющим проинфляционные эффекты. И раз финансирование через акции и облигации, покупателями которых выступают не банки, а, скажем, финансово грамотные люди, не создаёт дополнительной денежной массы, то логично добиться от правительства изменить техническое исполнение финансовой поддержки экономических субъектов.
И хотя формулировки в документе очень аккуратны, ЦБ РФ фактически объявил крестовый поход против явно раздражающей мегарегулятора практики льготного кредитования, которая серьёзно ослабляет его денежно–кредитное влияние. И кто знает, возможно, через год–полтора многоуровневая система субсидирования ставок по кредитам банков уйдёт в прошлое, а бизнесмены начнут бороться за бюджетные субсидии, если и не выходя при этом на IPO, то запуская специальные облигации с красным штампом: "Только не для банков".