В последние годы на фоне экономических, геополитических и технологических вызовов отечественное бизнес-образование претерпело ряд изменений, но не утратило своей актуальности. Более того, российские школы для топ-менеджеров продолжают подтверждать высокую эффективность своей работы.
Бизнес-школы существуют в России уже более тридцати лет, и поэтому данный рынок можно смело назвать сформировавшимся, зрелым. Что бы ни говорили его основные участники про "плавающий спрос", его можно считать стабильным. Это обусловлено рядом причин.
Так, в результате ухода западных игроков, произошла переориентация топ-менеджмента на отечественные программы. Более того, согласно последнему исследованию "Стартап Академии" Школы управления СКОЛКОВО, сегодня 49,7% опрошенных руководителей предпочитают получать бизнес-образование именно в России. При этом петербургские школы, которые по данным информационно-справочного портала "МВА в Москве и России", занимают 15% общероссийского рынка, пользуются особой популярностью, так как демонстрируют высокое качество образования. В частности, средний уровень дохода их выпускников MBA на 10% превышает московский.
Немаловажную роль в высоком уровне востребованности образовательных курсов играет отток управленцев в другие страны или компании. На освободившиеся управленческие позиции приходят люди, которые не всегда к этому готовы, в результате владельцам бизнеса приходится всерьёз задумываться об их дополнительном обучении.
О том, что руководители высоко оценивают эффективность отечественных программ образования МВА и ЕМВА, свидетельствует, в том числе, Народный рейтинг российских бизнес-школ, который в этом году публикуется уже в 15-й раз и в составлении которого принимают активное участие выпускники. В 2024-м году их количество достигло 1290 человек. Они проходили обучение в 35 бизнес-школах из Москвы, Петербурга, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока. Как и прежде при составлении рейтинга учитывались четыре компонента: рост дохода, карьерные перспективы, нетворкинг, личностное и профессиональное развитие — при этом каждый из них рассматривался в нескольких аспектах. Например, с точки зрения программы MBA важны такие факторы, как наличие хороших преподавателей, системный подход к подаче материала, применимость знаний. К слову, в городе на Неве по совокупности факторов первое место заняла Бизнес-школа ИМИСП. Её ректор Ярослав Павлов объяснил такое доверие тем, что в школе уделяется большое внимание практической стороне занятий, реальной пользе, которую они могут принести в обозримом будущем.
Ректор Бизнес-школы ИМИСП Ярослав Павлов
"Мы делаем акцент на качественной методической проработке программ и прикладном характере получаемых знаний и навыков. Реализуем это, в том числе, через большое количество домашних заданий, при выполнении которых слушатели применяют изученные инструменты к собственному бизнесу и получают обратную связь от преподавателей, экспертов в своей отрасли. Это позволяет реализовывать некоторые изменения в бизнесе уже в процессе обучения, что положительно влияет на успешность наших слушателей и выпускников", — поделился с "ДП" Ярослав Павлов.
Он также добавил, что занятия, построенные по принципу программы MBA, возможно, ещё продолжат свою трансформацию, например, через какое-то время поменяют название и часть параметров, обретут новые цифровые форматы. Тем не менее, они точно будут востребованы. Ведь для совершенствования бизнес-практики управленцам нужны комплексные знания.