СИМ победим: власти начнут жёстко регулировать поездки на электросамокатах

Этим летом работа кикшеринговых сервисов в Петербурге сильно поменялась. Парковку электросамокатов запретили в центральных районах. Теперь готовятся ограничения и для частных пользователей средств индивидуальной мобильности.

Проекты изменений в ПДД, законы "Об организации дорожного движения" и "О безопасности дорожного движения" уже опубликовал Минтранс. Если их примут, новые мопеды, электровелосипеды и электросамокаты с 1 сентября 2026 года нужно будет регистрировать в течение 10 дней в федеральном реестре и получить "учётный знак" и "учётную метку" (QR–код). Тем участникам дорожного движения, которые уже владеют СИМ, необходимо будет их зарегистрировать до 1 марта 2027 года. То есть фактически самокаты в этом смысле приравняют к автомобилям.
Поездки на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) теперь будут учитываться, а за нарушения будут автоматически приходить штрафы. Регионам же придётся создать информационную систему средств микромобильности (РИССМ). Перед каждой поездкой пользователю нужно будет авторизоваться в ней. Все данные о местоположении, скорости движения, времени поездок, а также о нарушениях будут передавать автоматически.

Всех посчитают

Спрос на электровелосипеды и электросамокаты на Ozon по итогам 8 месяцев заметно вырос. В 1,6 раза год к году в стоимостном выражении и в 1,2 раза — в штучном. Жители городов–миллионников переориентируются на СИМ в поисках удобства.
В Wildberries отмечают, что в Петербурге спрос на электровелосипеды показал чрезвычайный рост — за 7 месяцев этого года их купили на 2000% больше по штукам и на 1924% по сумме продаж. Столь значительный рост там объясняют масштабированием бизнеса маркетплейса, эффектом низкой базы прошлого года, а также тем, что россияне делают всё больше дорогих покупок (от 10 тыс. рублей) именно в онлайне. Спрос на электросамокаты также значительно вырос: на 170% по штукам и на 279% по сумме продаж.
Заместитель председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга Дмитрий Ваньчков считает, что вопрос регулирования СИМ назрел. Потому что любой транспорт должен быть безопасным.
"На наш взгляд, для аренды самокатов уже сейчас было бы важно, чтобы верификация пользователей осуществлялась через “Госуслуги” или банковские приложения. Мы на этом ранее делали акцент. Тогда бы мы однозначно совершенно точно могли бы определить, кто пользуется самокатом. Также необходимое решение — регистрация самокатов и оборудование их номерными знаками, чтобы городские камеры могли контролировать соблюдение ПДД и фиксировать правонарушения. Что касается личных самокатов, то их движение тоже важно регулировать", — подчёркивает он. Поэтому в комитете поддерживают все инициативы в этом направлении.

На общих основаниях

Доцент кафедры гражданского и трудового права юридического факультета Президентской академии в Санкт–Петербурге Алексей Глушаков считает, что, скорее всего, электросамокатов, находящихся в собственности физических лиц, станет меньше. На это повлияют неизбежные трудности, которые будут возникать при их регистрации и использовании. Даже гипотетическая вероятность потери времени будет снижать количество как покупателей новой техники, так и пользователей ранее приобретённой.
"Подобное регулирование данной сферы является несколько избыточным. Оно будет недостаточно эффективным в итоге. Породит проблему какого–то количества незарегистрированных средств мобильности", — считает эксперт.
Даже с учётом введения всех ограничений пользователей меньше не станет, уверен депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Алексей Цивилёв. По мысли Минтранса, изменения в законах должны обеспечить неотвратимость наказания за нарушение ПДД, повысить безопасность дорожного движения. "Мы же контролируем тех, кто едет по дороге на автомобиле в потоке таких же транспортных средств. Почему такого контроля должны избежать те, кто движется на транспортном средстве по тротуарам среди пешеходов? На автомобилях номера появились после начала их серийного выпуска. Новые транспортные средства ничем от них не отличаются", — уверен депутат.
Он добавляет, что с 2020 года общее количество СИМ по стране выросло в 5 раз. Количество поездок на арендных средствах — в 12 раз. По данным за 2020–2022 годы, в розницу было продано 540 тыс. СИМ. Вопрос о необходимости идентификации такого числа пользователей поднимался давно. Есть и явный общественный запрос на идентификацию средств на электротяге, на которых бесшумно и на огромной скорости передвигаются по тротуарам и пешеходным переходам курьеры.

Из центра на окраины

За последние 2 года рынок кикшеринга в Петербурге сильно изменился. Несмотря на введение ограничений, сервисы всё равно говорят о росте спроса. А к новым требованиям привыкли оперативно адаптироваться. Так, все самокаты и велосипеды Whoosh уже имеют индивидуальные номера и QR–коды. Они объединены в систему, и в сервисе нет анонимных поездок. После создания единого реестра СИМ, как предполагается по новым законодательным инициативам, потребуется лишь интегрировать данные сервиса в единую базу. Таким образом, ни пользователи кикшеринга, ни сервисы не столкнутся с какими–либо принципиальными изменениями.
"Соответственно, это не грозит снижением востребованности арендных электросамокатов. Но, возможно, выглядит так, что владение частным самокатом станет менее удобным. В отличие от шеринга, все вопросы регистрации и технического соответствия самокатов которых решают сами сервисы, владельцам СИМ придётся проходить эти процедуры самостоятельно", — говорят в Whoosh.
После изменения правил работы кикшеринга в Петербурге спрос на самокаты в городе не изменился, он по–прежнему высок, отмечают в Whoosh. Произошло перераспределение количества поездок между районами. Ещё до введения зон транзитных поездок в четырёх центральных районах Петербурга наиболее востребованными арендные СИМ были на окраинах города, а также в Мурино и Кудрово. В пиковые часы спрос в таких локациях, на маршрутах от метро до жилых комплексов, мог опережать предложение. Благодаря перераспределению флота в наиболее популярных для поездок районах самокатов стало больше.
В пресс–службе сервиса "МТС Юрент" тоже отмечают, что в связи с запретом на парковку электросамокатов в центре города они перераспределили парк в спальные районы. Но некоторые пользователи испытывают трудности с тем, чтобы добраться до работы в Василеостровском, Петроградском районах, а также на Петровском и Крестовском островах.
"Однако снижения спроса мы не отметили — люди активно передвигаются на самокатах в спальных районах. Количество поездок в этих районах выросло, скорректировав снижение поездок в центральных районах города. Пользователи пытаются адаптироваться к новым условиям. Как результат, количество инцидентов с участием электросамокатов снизилось", — утверждают в компании.
"МТС Юрент" в целом выступает за сокращение общего парка электросамокатов операторов шеринга в Петербурге, поскольку город, очевидно, не рассчитан на такое количество средств индивидуальной мобильности (на момент запрета в Петербурге было порядка 46 тыс. самокатов). Компания первая сократила число своих самокатов в городе с 15 тыс. до 10 тыс. устройств. Это позволило избежать столпотворения самокатов у станций метро и на перехватывающих парковках.
В Whoosh при этом не видят необходимости в сокращении флота. Глобально запрос на микромобильный транспорт в Петербурге по–прежнему превышает предложение, популярность самокатов только растёт.
Введение обязательной регистрации электросамокатов и других средств микромобильности, безусловно, окажет влияние на рынок. С одной стороны, это может привести к уменьшению числа пользователей, так как некоторые потенциальные покупатели могут отказаться от покупки из–за дополнительных формальностей и затрат. С другой стороны, такое регулирование может повысить безопасность на дорогах, улучшить контроль за использованием средств мобильности и способствовать более ответственному поведению пользователей. В целом я считаю, что такое регулирование имеет свои плюсы и минусы. Его целесообразность зависит от того, как оно будет реализовано и воспринято обществом. С точки зрения регулирования частных электросамокатов и других средств мобильности я считаю, что необходимо находить баланс между безопасностью, удобством и доступностью. Например, можно рассмотреть возможность создания зон, где разрешено использование электросамокатов, а также установить требования к их техническому состоянию. Это позволит снизить риски для пешеходов и других участников дорожного движения. Однако избыточное регулирование может привести к снижению интереса к этим средствам передвижения.
Максим Колядов
руководитель по работе с физическими лицами компании "Страховой брокер AMsec24"
Мы видим, как электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности всего за несколько лет прочно вошли в состав городского транспорта. Кто–то купил свой электросамокат, кто–то начал использовать прокат, кто–то пересел на моноколесо. Полагаю, что обязательная регистрация СИМ снизит число желающих их приобрести. Мера мне кажется излишней. Ещё более излишне, что в список попали и электровелосипеды, — это значит, что станет труднее купить велосипед своему пожилому родственнику, например. Сервисы проката от этой меры только выиграют — пользователю будет проще взять СИМ в аренду, нежели самостоятельно разбираться с регистрацией.
Константин Мазеин
председатель совета ассоциации "Пошли–Поехали"
Электросамокат — это не транспортное средство повышенной опасности, но хайпуют на нём буквально все. Если посмотреть на последствия любого столкновения электросамоката и автомобиля, то разница будет колоссальной. Но почему–то про автомобили таких разговоров намного меньше. Другой вопрос в том, что электросамокаты появились там, где всегда ходили пешеходы. На сегодняшний день у нас нет инфраструктуры, которая бы учитывала скорость этих видов транспорта — около 20 км /ч. Для пешеходов это слишком быстро, а для автомобилей — медленно. Нужна своя инфраструктура. К сожалению, разговоры об этом ведут в основном кикшеринговые сервисы да ряд велоактивистов.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик