Проверяющие всё чаще находят некачественную (или неправильно хранимую) еду то в ресторанах, то в продуктовых магазинах. На прошлой неделе Роспотребнадзор обнаружил масштабные нарушения в сети "Теремок" в Москве. Службой было выписано 66 протоколов, а также штрафы на 870 тыс. рублей. Было проверено 48 объектов, на 18 из них установлены нарушения условий хранения пищевой продукции, а на 12 — требований к маркировке. Служба сняла с реализации 124 кг продукции в АО "Теремок–Инвест" и 8 кг в ООО "Теремок–Стрит".
Ранее Роскачество находило нарушения и у других поставщиков. Эксперты обнаруживали в энергетиках незаявленные синтетические красители, дрожжи и избыток сахара. Кишечную палочку они выявляли в мороженом, "мясной клей" — в твороге. Из инцидентов в ресторанах наиболее громким оказалось массовое отравление готовой едой, которую заказывали в сервисе "Кухня на районе". А в прошлом году в Петербурге была вспышка заболевания после вафель от АО "Грин Бокс".
Логичный вопрос: почему в продуктах и готовой еде стали часто находить нарушения? Вариантов ответа два — либо представители бизнеса с ростом числа онлайн–заказов и в целом оборота продукции снизили требования к качеству, либо рестораторов и ретейлеров тщательнее проверяют.
Впрочем, скорее всего, дело в другом. Покупка готовой еды и питание вне дома всё больше становятся обыденностью. По данным Infoline, оборот рынка готовой еды за первое полугодие 2024 года вырос на 29% по сравнению с прошлым годом — до 435 млрд рублей. По прогнозам, к концу года он увеличится до 1,04 трлн рублей. Объём рынка e–grocery аналитики оценивают в 918 млрд рублей в 2023 году. Ожидаемо, что при увеличении заказов и количества потребляемой готовой еды пропорционально растёт и количество неприятных ситуаций.
Ещё десятилетие назад к готовым обедам, купленным в магазине, многие относились с опаской, а отсутствие последствий считалось практически везением. Сейчас тенденции и культура питания изменились, однако с ростом числа инцидентов возникают мысли — не откатимся ли мы обратно.
Особо осторожных покупателей можно успокоить — при отравлениях некачественной едой закон даёт большую защиту потребителю. То есть при обращении с жалобами в компанию или в суд он будет иметь больше прав, чем продавец. Так что сознательно травить потребителей бизнесу невыгодно.