В Петербурге соединили химию с цифрой

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Открытие лаборатории цифровой химии в Петербурге позволило ИТМО получить премию "Цифровой ТОП" в сфере образования по версии "ДП".

Лаборатория цифровой химии ИТМО была презентована в ноябре 2023 года. В ней под началом научного сотрудника научно-образовательного центра инфохимии ИТМО, руководителя в Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН Михаила Медведева команда молодых учёных и школьников из разных городов России приступила к разработке IT-инструментов для дизайна новых соединений и построения молекулярных моделей химических процессов.
Несмотря на фундаментальный характер исследований, подобные проекты востребованы и бизнесом. Так, по запросу ведущих компаний сейчас строятся молекулярные модели технологических процессов, которые важны для создания современных микроэлектронных устройств. Кроме того, учёные разрабатывают программы на основе искусственного интеллекта и машинного обучения, значительно упрощающие и ускоряющие химические исследования. Например, IT-решения могут предсказывать свойства соединения только из его названия или подсказать, какие материалы и условия нужны для синтеза новых веществ.
Другое направление — нейроморфные вычисления. С помощью этих сетей, похожих по структуре и работе на мозг человека, учёные планируют понять принципы взаимодействия нейронов и приблизиться к ответу на вопрос, как устроено мышление.
"В перспективе я планирую создать сеть децентрализованных лабораторий, где смогут работать учёные со всей России, а в будущем — и со всего мира. Уже сейчас мы сотрудничаем с исследователями из многих ведущих НИИ и университетов, включая МГУ, Сколтех, Университет Флориды. Вместе мы будем углублять понимание устройства мира и использовать его для решения прикладных задач, в том числе в интересах наукоёмкого бизнеса", — рассуждает Михаил Медведев.
Создатели проекта заявляют, что результатами работы лаборатории смогут воспользоваться учёные российских и иностранных университетов, поскольку данные будут публиковаться в открытых репозиториях и научных публикациях.
"С помощью IT-решений мы можем с высокой точностью узнать строение, поведение и свойства сложных систем. Эти данные можно использовать для разработки новых соединений в разных сферах — от нефтепереработки до пищевой промышленности и биомедицины. Например, мы систему для обнаружения остатков антибиотиков в обезжиренном молоке, а вместе с научно-техническим центром "Газпром нефти" исследуем противоокислительные присадки для смазочных материалов, чтобы продлить срок службы автомобильных двигателей. Также цифровые инструменты помогут рассчитать поведение молекул для синтеза новых более эффективных лекарств", — уточнила профессор, директор научно-образовательного центра инфохимии ИТМО Екатерина Скорб.
Открытие лаборатории профинансировал Фонд поддержки инноваций и молодёжных инициатив Санкт-Петербурга.
"Новая лаборатория в одном из ведущих университетов России станет магнитом для талантливых школьников и студентов, которые хотят развиваться на стыке химии и IT и решать фундаментальные научные задачи, важные для города и страны. Работая в междисциплинарной команде мотивированных специалистов, где каждый знает свои роль и цели, они смогут приобрести необходимый профессиональной опыт и построить успешную карьеру учёного", — отмечает вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин.
В августе 2024 года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков во время визита в Северную столицу предложил масштабировать петербургский опыт создания специализированных цифровых лабораторий.
Автор: gov.spb.ru/