В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Адмиралтейский район речь зашла о том, как потомок Наполеона строил бизнес в России, опираясь на свой ум и связи.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Релокант из Европы
Давайте начнём нашу историю с того, что Российская империя была уникальным государством. Все, кто был готов служить делу её процветания, принимались в подданство с распростёртыми объятиями и им оказывалось большое содействие. История успеха в России внука Жозефины Богарне (жены Наполеона) выделяется на фоне всех подобных историй.
Член русской императорской фамилии, 3-й герцог Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств и главноуправляющий Горным институтом, владелец заводов и производств. Родоначальник русского аристократического семейства Лейхтенбергских или Романовских. Максимилиан был вторым сыном Евгения Богарне (это сын Жозефины и пасынок Наполеона Бонапарта).
Окончив учёбу, Максимилиан поступил лейтенантом на баварскую службу и вскоре был назначен командиром кавалерийского полка. В 1837 году, по поручению своего дяди — баварского короля Людвига I, он посетил Россию, чтобы участвовать в кавалерийских манёврах. Был тепло принят императорской семьёй и познакомился с дочерью Николая І — великой княжной Марией Николаевной. В 1838 году стал женихом Марии Николаевны, а 2 июля 1839 состоялась их свадьба. Так Максимилиан вошёл в императорскую фамилию России.
После свадьбы Максимилиан получил от императора титул Императорского Высочества, чин генерал-майора русской службы и стал шефом гусарского полка и главноуправляющим корпуса горных инженеров. С Германией его связывал ещё герцогский титул и соединённые с ним владения в Западной Европе, но в 1845 году он уступил за 20 млн рублей Римскому Папе свои владения в Папской области и Наварре и купил имение в Тамбовской губернии. Таким образом окончательно обосновавшись в России. Такой вот релокант из Европы.
По оценкам современников, Максимилиан имел живой ум и интересовался техническими новинками, при этом сам с удовольствием ставил научные опыты и проводил эксперименты. Он глубоко изучал электротехнику, минералогию, горное дело.
Любовь к науке
Лаборатория Максимилиана сначала находилась в Зимнем дворце (поближе к дому), затем была перенесена в здание Штаба Гвардейского корпуса. В 1838 году российский учёный Борис Якоби открывает гальванопластику. Если говорить простыми словами, то этот способ позволял легко делать точные копии любых предметов из металла.
Лейхтенбергский заинтересовался открытием. Как практик он сразу понимает, какой хороший бизнес можно построить на этом, и вкладывает свои деньги в техническую реализацию научного открытия, создав в 1845 году первое в России и мире промышленное предприятие по гальванопластике в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, оснащённое по последнему слову техники. Благодаря гальванопластике можно было получать как небольшие украшения и предметы декоративного искусства, так и достаточно крупные скульптурные группы. А имея за спиной связи в царской семье и в аристократических кругах Петербурга, первые заказы не заставили себя долго ждать.
Давайте просто перечислим список заказов, чтобы стало понятно, как завод стремительно стал прибыльным предприятием:
- квадрига для фронтона Большого театра.
- барельефы и статуи Исаакиевского собора,
- медные листы для храма Христа Спасителя в Москве, покрытые золотом гальванотехническим методом
- бронзовая дверь для здания Главного штаба на углу Невского проспекта
- элементы декора для Зимнего дворца
- элементы декора для Большого театра в Москве
В основном ассортименте завода были декоративная скульптура и дворцовая интерьерная бронза: огромные люстры из золочёного металла с хрусталём, пышных форм канделябры и каминные часы, портретные бюсты и скульптура, культовые предметы.
Вещи выполнялись в стиле необарокко и неорококо и отличались пышностью декора и великолепным качеством исполнения. Максимилиан задал целое направление в развитии декоративно-прикладного искусства. И как сейчас мы все копировальные аппараты называем "Ксероксом", так тогда все богато и вычурно декорированные предметы, независимо от того кто их произвёл, стали называться "лейхтенбергская бронза". Обставить гостиную или столовую или кабинет лейхтенбергской бронзой было модно и престижно.
Любопытно, что гальванопластический завод Максимилиана получил и первые заказы на изготовление двух первых паровозов для Царскосельской железной дороги. Сработали не только связи, но и то, что предприятие Лейхтенбергского всегда заказы выполняло качественно и в срок.
Перед самой смертью Максимилиана, его завод получает заказ ещё на 100 паровозов для железных дорог России. Это большой объем, особенно учитывая, что завод Лейхтенбергского изначально не был приспособлен под сборку такой техники. Но положение зятя императора помогало решать и не такие вопросы.
Завод активно начинает работы по изготавлению паровозной техники, но сначала в 1852 году умирает герцог Лейхтенбергский, а потом умирает и главный "покровитель" семьи Лихтенбергских — император Николай I.
Распад после смерти основателя
И завод был фактически национализирован — то есть продан Главному обществу Российских железных дорог, которое перевело заказы на сборку паровозов на другие заводы, а его цеха обратило в мастерские по сборке прибывающих из-за границы паровозов и выправке старых рельсов. Позднее и это производство было прекращено. Пустующий завод отдали под таможенный склад. Так и закончилась история знаменитого завода Лейхтенбергского.
И это как раз тот случай, когда успех бизнеса определялся умом и дальновидностью основателя и семейными связями. Со смертью основателя бизнеса его предприятие быстро приходит в упадок.
В советское время в корпусах завода Лейтенбергского располагались табачная фабрика им. Урицкого, которая была позже закрыта, а корпуса переоборудованы в склады. Они существуют и поныне у территории завода "Красный треугольник".