Смольный за год потратит 134 млрд на поддержку метро и наземного транспорта

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

В бюджет на 2025 год заложили рост поддержки транспортных предприятий. С учётом инфляции помощь не кажется существенной.

В 2025 году Санкт–Петербург потратит на поддержку городских транспортных предприятий около 134,4 млрд рублей, подсчитал "ДП", изучив проект закона о бюджете города на 2025–2027 годы, опубликованный 30 сентября.
Из этих средств 42,7 млрд получит ГУП "Петербургский метрополитен" в качестве покрытия разницы между тарифом, которым пользуются пассажиры, и его экономически обоснованным значением. В бюджете на 2024 год на эти же цели закладывали 34,1 млрд рублей.
Радикально сократят поддержку ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ) и "Горэлектротранс" (ГЭТ). Первое в качестве тарифной субсидии получит только 9,15 млрд рублей (на 41% меньше значения текущего года), второе — почти 13 млрд рублей (на 37,9% меньше год к году).
О планируемом сокращении субсидий стало известно ещё в конце августа — на это в ходе нулевых чтений бюджета обратил внимание депутат ЗакСа Борис Вишневский (признан Минюстом иноагентом). Он усмотрел в этом намерение Смольного повысить цены на проезд в общественном транспорте — ведь если перевозчики не могут покрывать свои издержки за счёт бюджета, то за это должны заплатить пассажиры.
В ответе на запрос депутата курирующий транспортный блок вице–губернатор Кирилл Поляков никак не прокомментировал возможное повышение тарифов на проезд, однако объяснил, что сокращение субсидий продиктовано окончанием срока контрактов города с "Пассажиравтотрансом" и "Горэлектротрансом" и переход на новые договоры с 2025 года.
Дело в том, что перевозчики сейчас субсидируются из бюджета на основании городского закона о наземном маршрутном транспорте, вступившего в силу ещё в начале 2000 года. В 2015 году был принят федеральный закон № 220–ФЗ, регулирующий пассажирские перевозки, в соответствии с которым все подобные контракты местные и региональные власти стали обязаны заключать на основании 44–ФЗ о госзакупках. Однако городам федерального значения позволили продлить действующие договоры на 10 лет, что и сделали в Петербурге.
Таким образом, в июле 2025–го прекращает действие закон 2000 года — и механизм субсидирования наземных ГУПов из бюджета вместе с ним. Кроме того, с 2025 года ПАТ и ГЭТ должны заключить с городом новые контракты, выиграв перед этим торги по 44–ФЗ. До 2015 года городские власти проводили конкурсы на собственных условиях.
И действительно, судя по проекту бюджета, частично поддержка в виде субсидий просто перетечёт в контрактные обязательства. Так, на оплату транспортной работы наземных перевозчиков в 2024 году было заложено 34 млрд рублей, тогда как бюджет 2025 года предполагает на эти цели почти 58,6 млрд рублей.
Как отметил транспортный аналитик Владислав Булгаков в беседе с "ДП", с точки зрения объёмов финансирования в моменте для предприятий мало что поменяется, но, учитывая, что новые твёрдые контракты на перевозки Смольный планирует заключить на много лет вперёд (по крайней мере с ПАТ), это может обернуться трудностями в будущем.
"В случае, если возникнут проблемы, субсидии выделить будет уже нельзя, в этом вся сложность. Субсидии — это гибкий механизм, и он исчезает", — разъясняет эксперт.
Помимо этого, в новом проекте нет упоминаний о дополнительном взносе со стороны города в имущественный фонд ГУП "Петербургский метрополитен", который в этом году составил 6 млрд рублей. В уставный фонд "Пассажиравтотранса" добавят примерно столько же, сколько и в текущем году, — 1 млрд рублей, а вот поддержку ГЭТ сократят более чем в 8 раз — с 14,9 до 1,8 млрд рублей. Но, судя по всему, данные изменения продиктованы трансформацией механизма финансирования. За счёт взносов в имущественные фонды ГУПов по большей части спонсировалось обновление парков техники предприятий. В бюджете на 2025 год для закупок нового подвижного состава городским ГУПам отдельной строкой прописали 9,26 млрд рублей.
Таким образом, если просуммировать все описанные строки, Смольный в 2025 году потратит на общественный транспорт на 6,6% больше, чем заложено на 2024 год. Однако, учитывая, что, по данным ЦБ РФ, в августе этого года годовая инфляция в Петербурге достигла 7,74%, прирост не выглядит таким уж значительным.
В комитете по транспорту с вопросом о том, будет ли достаточно бюджетного финансирования в 2025 году для сохранения стоимости проезда на текущем уровне, корреспонденту "ДП" порекомендовали обратиться в комитет по тарифам. В пресс–службе комитета по тарифам объяснили, что стоимость проезда устанавливается ведомством на основе анализа документов перевозчиков по согласованию с Комтрансом, не ответив прямо на вопрос о том, планируется ли поднимать стоимость проезда в 2025 году.