В понедельник, 30 сентября, правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. Расходы в предстоящем году достигнут 41,5 трлн рублей, дефицит составит 0,5% ВВП.
Но большинству людей эти цифры дадут мало информации. Исследования учёных, например опыты шведского врача и специалиста по статистике Ханса Рослинга, показывают, что человеческий мозг крайне плохо воспринимает большие числа. Поэтому оперировать в бытовых рассуждениях суммами порядка триллионов рублей бесполезно. Понять "на ощупь", что же происходит с бюджетом, можно, посмотрев на прогноз социально–экономического развития, который ежегодно готовит Минэкономразвития.
По оценке ведомства, индексация коммунальных тарифов в 2025 году в среднем по России составит 11,9% — и подобный порядок чисел уже должен быть хорошо понятен любому гражданину, ежемесячно передающему показания счётчиков. Примечательно, что тарифы на услуги ЖКХ вырастут значительно выше уровня ожидаемой по итогам года инфляции в 7,3%.
Да, 2025 год не обещает быть лёгким, но дальше, судя по прогнозам Минэкономразвития, всё станет гораздо лучше. На 2026–й ведомство прогнозирует рост коммуналки лишь на 5,4%, а на 2027 год — всего на 4,8%. Правда, весь оптимизм моментально пропадает, если посмотреть на прошлогодний прогноз. В нём рост тарифов на 2025 год прогнозировался на уровне 5,7%, то есть в 2 раза ниже, чем ожидается сегодня. В текущем году, напомним, средний платёж за жилищно–коммунальные услуги вырос по стране в среднем на 9,8%, хотя в прогнозе на 2023–2025 годы правительство предполагало индексацию на 6,3%.
Доверия прогнозам чиновников становится ещё меньше, если учитывать, что в декабре 2022–го коммунальные тарифы индексировали внепланово — сразу на 9%.
Читайте также:
ЖКХ
Застройщики завладели 10% рынка ЖКХ в Петербурге
Примечательно, что в опубликованном в 2021 году прогнозе на период 2022–2024 годов рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги ежегодно прогнозировался на уровне 4%, без колебаний. С одной стороны, можно сказать, что обрушившиеся на страну трудности заставили правительство более реально оценивать ситуацию. С другой стороны, мы получаем очередное подтверждение тому, что в текущих условиях реальный горизонт планирования не превышает 1 год. И это в лучшем случае.